10.06.2003

Каждый месяц - по торговому центру



НИЖНИЙ НОВГОРОД - Чуть ли не каждый месяц в этом году в Нижнем открывается торговый центр: 5 июня открылась "Новая Эра" на Сормовском повороте, в марте - "Арбат" на Большой Покровской, в феврале - "Этажи" на ул. Белинского. Еще больше зданий строится. Но рост предложения пока не ведет к снижению ставок аренды, и риэлторы не прогнозируют его и в ближайшем будущем: спрос так высок, что в наиболее престижных торговых центрах площади с начала года даже существенно подорожали.
По данным городского департамента предпринимательства и торговли, в Нижнем Новгороде 2459 магазинов площадью 368 300 кв. м. С начала года построено пять новых магазинов и торговых центров общей площадью 12 700 кв. м (за тот же период прошлого года было построено шесть магазинов площадью 6800 кв. м) , в приспособленных помещениях открыто 33 торговых предприятия общей площадью 1300 кв. м.

Риэлторы констатируют смещение спроса в сторону крупных площадей. "У нас в основном заявки на аренду площадей в 80 - 150 кв. м, есть желающие и на 200 - 220 кв. м, причем большинство клиентов стремится арендовать не площади в торговом зале, а отдельный магазин. Даже небольшое число соседей является причиной сомнений арендатора при принятии окончательного решения", - говорит Наталья Манина, директор центра аренды АН "Выбор".

Торговля, особенно промышленными товарами, упорно стремится в центр города. Цены в $30 - 35 за 1 кв. м в месяц не пугают арендаторов, тем более что в крупных торговых центрах цены еще выше: в "Авроре" на площади Ленина - до $60, в "Этажах" на ул. Белинского - $40 - 120 (в начале года было $35 - 50) , в Центральном универмаге - до $100.

Впрочем, небольшие площади практически в любом районе города тоже востребованы: например, аптеки охотно размещают и в спальных районах. "У нас порядка 10 заявок на площади под аптеки. Причем заявители не боятся близкого соседства с другими аптеками, иногда сразу три аптечных магазина спокойно сосуществуют рядом друг с другом", - говорит менеджер центра аренды АН "Выбор" Наталья Романычева. Среди мелких арендаторов стоит отметить салоны по продаже сотовых телефонов, число которых стало особенно быстро расти в последнее время с приходом крупных московских операторов "Евросеть" и "Максус". Иногда это приводит к вытеснению местных операторов крупными московскими игроками. Так, салон "Мобилэнд" на площади Горького вынужден был переехать в офисный центр на Алексеевской, 26, а на его месте скоро откроет свой магазин "Евросеть". По словам директора "Мобилэнда" Андрея Сомова, московская компания предложила арендодателю такую цену, которую он превысить не смог.

Отмечая в целом стабильно высокий уровень цен и спроса на аренду при растущем предложении, риэлторы констатируют, что спрос этот весьма разборчив. Так, ТЦ "Арго" арендаторы покидают один за другим: ставки там невысоки, но отсутствие покупателей заставляет даже при низких ценах отказываться от аренды. "Вероятно, место для магазина выбрано не самое удачное - улица Рождественская утратила свое торговое значение, она малопосещаема", - считает менеджер отдела коммерческой недвижимости АН "Адвекс" Татьяна Зорина.

Рынок торговых площадей в Нижнем Новгороде - в основном рынок аренды. "Начинающий предприниматель или предприниматель из другого региона, решивший открыть здесь свой бизнес, не рискует сразу покупать магазин - неизвестно, как пойдет дело. Если же он готов купить, то выбор невелик, предложений очень мало, расставаться с доходной собственностью никто не спешит. Продают магазины только в крайних случаях - по личным причинам (например, нужны средства для развития другого бизнеса или владелец уезжает жить в другой регион, за границу) или низкодоходные торговые предприятия: неудачно расположенные, нуждающиеся в перепрофилировании", - рассказывает директор центра аренды АН "Выбор" Наталья Манина. "Не всегда находится покупатель на магазин даже в центре города. Если магазин в глубине микрорайона, а не на проходной улице, продать его бывает трудно. "Не идут" продовольственные магазины, расположенные рядом с рынками: предприниматели понимают, что конкурировать с рынком сложно", - уверяет Зорина. Чтобы стать владельцем хорошего магазина, нужно или построить его, или реконструировать здание другого назначения, что по затратам почти одно и то же.

Цена 1 кв. м "плохого" магазина составляет в среднем $320 в заречной части и $650 - 700 - в нагорной. Это почти сопоставимо с новым строительством: например, 1 кв. м во встроенных магазинах в жилом доме на ул. Республиканской, который будет введен в этом году, стоит $630 - 850, но отделку новых помещений покупатель производит за свой счет.

Риэлторы считают, что строительство новых торговых центров вряд ли приведет к существенному снижению арендных ставок: на изменение соотношения между спросом и предложением рынок может реагировать и иначе. Мелким магазинам все труднее конкурировать с современными ТЦ - теряя покупателей, они будут закрываться, а арендаторам придется искать площади в тех же крупных центрах.



Источник: Ведомости