Чиновники пытаются заставить работодателей легализовать зарплатыПравительство подарило россиянам еще один шанс на вывод зарплат из тени, снизив ставку Единого социального налога (ЕСН). Первая попытка полностью "обелить" зарплатные фонды была предпринята в 2001 году, когда власти снизили ставку подоходного налога. Снижение ЕСН, возможно, будет более мощным стимулом к легализации. Но изменится этот налог лишь с 2005 года, и пока только на 5%. Больше полугода правительство и депутаты решали, как стоит снижать ставку ЕСН. Этот налог сегодня обязаны платить все работодатели - 36.5% от фонда оплаты труда. От величины выплат этого налога в теории должен зависеть размер пенсии и других государственных социальных благ: налог распределяется между Пенсионным фондом (28%), Фондом социального страхования (4%) и фондом обязательного медицинского страхования. На деле же ЕСН последние годы назывался главной причиной того, что более половины зарплат в России остаются "черными" (то есть налог с них не платится вообще) или "серыми" (когда работник получает лишь часть "легальной" зарплаты). Вчера депутаты два раза голосовали за законопроект, который должен был снизить верхнюю планку ЕСН до 30%. Сначала законопроект отклонили. Причиной этого стали слова Михаила Зурабова о том, что сегодня более 4 млн российских пенсионеров получают минимальную пенсию (660 рублей). А снижение ставки ЕСН автоматически означало бы снижение поступлений в бюджет Пенсионного фонда. Правда, потом народные избранники вспомнили о цифрах, которые приводил Минфин: вывод зарплат из тени позволит повысить доход бюджета от ЕСН за год на 13%. И депутаты решили переголосовать. Второе голосование оказалось удачным. Вдобавок к снижению верхней планки предложили упростить доступ к так называемой регрессивной шкале ЕСН. К примеру, сегодня у работодателя есть возможность платить меньший налог - но только если работник получает больше 100 тысяч рублей в год. Правда, в этом случае со 100 тысяч все равно придется посчитать налог по ставке 36.5%, зато все сверху - по сниженной ставке. Новые поправки подразумевают, что при доходе работника до 50 тысяч рублей ЕСН составляет 30%. Если годовая зарплата составляет от 50 до 600 тысяч рублей, то с 50 тысяч платится налог 30%, с остальной суммы - 15%. И, наконец, доходы более 600 тысяч в год облагаются налогом так: 600 тысяч рублей - по ставке 30%, а остальное - по ставке 5%. По оценке Минфина, примерно 55% россиян в 2004 году будут получать больше 50 тысяч рублей в год. По мнению аналитиков, снижение ставки определенно могло бы способствовать легализации зарплат. "Именно из-за ЕСН легализация не была такой активной после снижения подоходного налога", - говорит аналитик "Ренессанс Капитала" Алексей Моисеев. По его мнению, при действующей системе работникам выгодно иметь "белую" зарплату (к примеру, с нее выплачивается больше средств в базовую накопительную часть пенсии, что гарантирует получение большей пенсии в будущем), а работодателю - нет. Как поведут себя работодатели в новых условиях, аналитики пока прогнозировать не берутся. "Система уклонения от налогов уже сложилась, и предприятия вряд ли начнут сразу раскрывать фонды заработных плат. Скорее всего после снижения ставки это будет происходить постепенно - в течение года-двух", - говорит эксперт Экономической экспертной группы Александр Устинов. Сами работодатели тоже недовольны реформой ЕСН. "Снижение ставки до 30% не решит проблему вывода зарплат из тени, - говорит генеральный директор Координационного совета объединений работодателей России Олег Еремеев. - Правительство пошло по пути простого снижения размера ЕСН, но это не будет способствовать реальному улучшению социального и медицинского страхования, а лишь приведет к постоянному дефициту внебюджетных фондов". К тому же, по мнению Олега Еремеева, для основной массы работодателей "важнее снижение самой ставки ЕСН, а не облегчение доступа к регрессивной шкале". Ведь даже при снижении порога регрессии до 50 тысяч рублей им смогут пользоваться не более 15% работников. Источник: Финансовые известия |