Вчера, 15 июня, на Лазурном берегу начал свою работу юбилейный, 50-й по счету, международный фестиваль рекламы Cannes Lions. С подробностями с места событий - обозреватель sostav.ru Влад Васюхин. Львы, орлы и куропатки16 июня, Канны…Как всегда загорелый Роже Хэтчуэл, президент Cannes Lions, оказался лаконичен: "Эти результаты демонстрируют силу и важность фестиваля даже в трудные времена". О, трудные времена, что подобно перхоти падают на наши плечи! Когда же прекратится ваш печальный звездопад? И какой Head & Shoulders вас остановит? * С результатов, разумеется, предварительных, и начну. Пока можно говорить лишь о количестве. Качество (как и вкусы жюри) оценим на церемониях награждения - овациями или свистом. Cannes Lions-2003 - это 16 392 работы в пяти конкурсных номинациях, в том числе 4 577 роликов и 8 669 постеров. Увы, на 5% меньше, чем в прошлом году (а в 2001 их было вообще 19 013). Что же вы хотите, трудные времена. Экономический спад, военные конфликты, чума на оба ваши дома… Самые существенные убытки - в конкурсе фильмов: недобор по сравнению с прошлым годом - 9,5%. 70 стран-участниц (в прошлом году - 63). Пятерка лидеров выглядит так: США - 2382 работы, Германия - 1485, Великобритания - 1466, Бразилия - 1197, Испания - 1089. А вот Бахрейн, Исландия, Македония, Маврикий и Марокко попытают счастья с одной-единственным лотерейным билетом. Уважаю! Кстати, Украина и Белоруссия на "Каннских львов" не претендуют вообще. Я понимаю не-участие Ирака и Палестины, но что мешает братьям-славянам вырваться за рамки домашних триумфов? Неужели 550 евро, которые следует заплатить за выставление одного ролика, или 290 евро за один постер кажутся неподъемной суммой? А ведь и в Киеве, и в Минске хорошо представлены сетевые агентства. Кто не рискует, тот не пьет "Вдову Клико"! * Россия-мать на этот раз выставила, точнее, они сами выставились, 37 кандидатов (ровно столько же у Израиля): 12 роликов, 17 постеров, 5 работ - в конкурсе Media Lions (оценивается удачный выбор рекламоносителей) и 7 - в Lions Direct (награды присуждаются за креативные решения в сфере direct marketing). Как ни странно, нет ни одного отечественного участника в состязании Cyber Lions (а ведь именно в этом конкурсе русские получили своего пятого и пока последнего "Льва": в 2001 году бронзовая статуэтка досталась Студии Артемия Лебедева за серию баннеров "Дизайн спасет мир"). Еще одна малоутешительная новость: российских рекламистов нет ни в одном из жюри. Это ли не показатель места наших креаторов в мировой рекламной табели о рангах? (Ну, а о том, что россияне, "академики рекламной индустрии", блестяще отсутствуют среди авторитетных каннских лекторов, даже и заикаться не стоит. Их там не было никогда). * О числе делегатов и участников говорить пока преждевременно. Ожидается примерно 8 тысяч. Как известно, не будет китайцев: атипичная пневмония лишила нас возможности пообщаться с потомками Лао-Цзы. Хотя их творчество представлено на фестивале довольно объемно: континентальные китайцы выставили 87 работ, 42 прислали с острова Тайвань, а Гонконг просто чемпион - 139. О славных представителях России напишу в другой раз (еще не все долетели). И тем более, запланирована традиционная "Русская вечеринка" с икрой и живой музыкой, где и будет шанс чокнуться и посплетничать со всеми соотечественниками. Приятно, что наши ребята - 23-летние москвичи Ирина Бажанова (Creative / Creativity) и Виталий Шепелев (Lowe Adventa) будут представлять страну в конкурсе Young Creatives. Пока еще российские юниоры в тройку призеров не входили. Пожелаем им удачи! * Предвкушение. Вот, пожалуй, самое точное слово от настроения последней недели. И бестолковая толчея в консульстве (почему французы не немцы?), и вокзал-базар Шереметьево-2, и московские 13 градусов по Цельсию вперемежку с перманентным дождем, и не впечатливший театр кабуки, на гастролях которого я успел отметиться накануне отлета… Короче, все мытарства и разочарования искупал праздник ожидания праздника. * "А потом был Канн, а в Канне фестиваль - нет, не кинематографический, а другой, настоящий, тот, что проводится втихую, как съезды Всемирной организации торговли или встречи в Давосе, каждый год в июне, через месяц после того, спонсированного маскарада; этот фестиваль зовется Всемирной неделей рекламы. В нем участвуют неизвестные широкой публике, но всемогущие магнаты - те, что финансируют полнометражные фильмы со "скрытой" рекламой товаров, те, что покупают на свои карманные деньги целые киностудии и делают фильмы исключительно как поддержку для будущего мерчандайзинга, в общем, те, кто владеет всей нашей планетой (во всех смыслах глагола "владеть")". Это, как вы догадались, Фредерик Бегбедер, пресловутые "99 франков", в последний момент брошенные в сумку в качестве пляжного чтива. Не Пелевина же перечитывать в Каннах!.. * Кстати, определимся с названием географической точки, которая на ближайшую неделю стала столицей рекламного мира. Виктор Татарский, мой культурный знакомый, легендарный радиоведущий (что официально подтверждено национальной премией "Радиомания" в номинации "Легенда радио"), регулярно пеняет мне: "Владислав Алексеевич, ну почему вы говорите - Канны?! Правильно - Канн". "Оба правильно!" - отвечаю я с интонацией другого моего культурного знакомого - популярного эстонского телеведущего Ивара Виглы. (Когда-то, еще до развала СССР, мы с Иваром оказались в одной журналисткой делегации на Цейлоне, и горячий эстонский парень по дороге на пляж постоянно совершенствовал свой русский: "Васюхин, как правильно - загорать или загораться?" И сам же отвечал: "Оба правильно!"). На этот раз я залез в "Большую советскую энциклопедию". Итак… "Канн, Канны (Cannes), город, курорт на Ю. Франции, на берегу Средиземного моря, в департаменте Приморские Альпы. 68 тыс. жителей (1968). Порт, транспортный узел. Место проведения международных кинофестивалей (с 1946; во Дворце кино). Большое гостиничное хозяйство, промышленность преимущественно по обслуживанию курортного населения (текстильная, швейная, пищевая и др.). Авиационный завод. Город живописно расположен вдоль залива; на З. от порта - старая часть города. Входит в группу известных климатических курортов, составляющих Французскую Ривьеру, расположенную в районе так называемого Лазурного берега. Крупный туристический центр. Климат субтропический, средиземноморского типа. Лето очень тёплое, сухое (средняя температура июля 22,6 С), зима очень мягкая, солнечная (средняя температура января 9,3 С); осадков 580 мм в год. Основное лечение средства: гелио- и аэротерапия, морские купания (с июня до середины октября). Лечение больных с функциональными расстройствами нервной системы, ожирением, хроническими заболеваниями органов дыхания, некоторыми болезнями сердечно-сосудистой системы, почек и др. Санатории, солярии, водо- и физиолечебницы, пансионаты, отели, благоустроенный мелкопесчаный пляж. Театры и концертные залы, спортивные сооружения, плавательные бассейны". Особенно мне понравилось про лечение больных с функциональными расстройствами нервной системы и ожирением. Про нервы молчу, а вот килограммов пять сбросить не помешает. В общем, поскольку энциклопедия позволяет, буду называть Канны Каннами, во множественном числе. Так привычнее. * Капелька истории. Первый рекламный фест, положивший начало Cannes Lions, прошел в 1954 году. Его организовали торговцы рекламным временем в кинотеатрах, и поначалу соревновались лишь ролики. Забавная деталь: фестиваль проходил по очереди то в Каннах, то в Венеции, и только с 1977 года окончательно закрепился на набережной Круазетт. Номинация Press & Poster появилась лишь в 1992 году. В 1995 придумали конкурс молодых креаторов. Через три года конкурсная программа пополнилась соревнованием Cyber Lions. В 1999 году возник конкурс Media Lions. Тогда же стал присуждаться специальный "Лев" - за лучшую музыку в рекламе. Прошлогодняя новинка - Lions Direct. * Наверное, прав тот, кто называет "Каннских львов" - грандиозными понтами, ярмаркой тщеславия. Но разве много есть в мире мест, где можно запросто пообщаться с живыми легендами рекламы или со "звездами" уровня Сильвио Берлускони и Вима Вендерса (и с тем и с другим именно в Каннах мне удалось в 1999 году перекинуться парой слов). И, кончено, Канны - прекрасная школа рекламного творчества. Как заметил один из членов российской делегации, генеральный директор агентства Depot WPF Алексей Андреев, "нам еще нужно учиться, учиться и учиться быть более раскрепощенными в выражении своих идей. И выражать их более ярко и оригинально". * От юбилея ждешь чего-то необычного. Тем более, в прошлом году, прежде, чем пригласить всех на заключительный банкет с потрясающим фейерверком, старина Хэтчуэл пообещал, что полувековые "Львы" пройдут с невиданным размахом: "Если английская королева 50-летие своего правления праздновала три дня, то уж мы будем гулять всю неделю!" Однако вчерашний, первый день официальной работы фестиваля, по традиции выдался довольно прозаичным. У регистрационных стоек толпились подтягивающиеся из разных точек планеты делегаты. Аккредитация с раздачей всевозможной фестивальной атрибутики и глянцевой макулатуры будет идти всю неделю, ведь некоторые сильно загруженные персонажи прилетят сюда лишь дня на полтора, под самый занавес. А в фестивальном дворце на набережной Круазетт крутили ролики, поступившие на конкурс: много хороших, но гораздо больше… хм… разных. Наученный опытом прошлых лет, я заранее отказался от попытки посмотреть все 4 577 фильма. Во-первых, это вредно для психики. Во-вторых, может реально испортить вкус. Даже финалисты иногда вызывают недоумение, что уж говорить об "общем уровне"! * Завтра утром должен быть оглашен шорт-лист, а вечером объявлены и "оЛЕВлены" победители (в первый вечер награждают лучшие работы в области печатной рекламы). Тогда и увидим: who is who и сделаем кое-какие выводы о тенденциях и моде. Полные результаты - на официальном сайте фестиваля www.canneslions.com. Будем болеть за наших! * За содействие в работе на фестивале автор благодарит Российскую ассоциацию рекламных агентств и лично Владимира Евстафьева и Валерию Лукаеву. |