16.06.2003

ГАЗ разочаровал. Компания Абрамовича продает свою долю автопрома



Роман Абрамович решил выйти из автомобилестроительного бизнеса. Как стало известно "Ведомостям", управляющая его активами компания Millhouse Capital ищет покупателя на 37,5% акций холдинга "Руспромавто".
Горьковский автозавод - первое приобретение Олега Дерипаски в автомобильной отрасли - оказался крепким орешком. В "Базовом элементе" не называют стоимость сделки, но в Нижнем Новгороде считается, что автогигант был куплен примерно за $150 млн. Но вот что с ним делать, новые владельцы за 2,5 года так и не придумали.

Выпуск легковых автомобилей ежегодно сокращается. В этом году его решено урезать на 10,88% , что на 27,49% меньше производства 2001 г. Неудачная попытка реструктурировать ГАЗ стала одной из причин отставки гендиректора "Руспромавто" Дмитрия Стрежнева. Его преемник Петр Синьшинов заявил, что реструктуризация займет не менее семи лет, а на доработку новой "Волги" уйдет три года. Удачей можно считать лишь договоренность с Iveco о совместном производстве легких коммерческих автомобилей, грузовиков средней грузоподъемности и дизельных двигателей.

Но теперь, как стало известно "Ведомостям", владельцы "Руспромавто" задумались о судьбе этих инвестиций. На рынке появились слухи о скорой продаже ГАЗа, а среди возможных покупателей дилеры называли группу "СОК" и "Северсталь-Авто". В обеих компаниях эти версии опровергли. А председатель высшего научно-консультативного совета "Базового элемента" Константин Ремчуков разъяснил "Ведомостям", что свою долю в "Руспромавто" намерена продать Millhouse. "Millhouse ведет переговоры об этом с одним из российских банков, сделка пока не заключена", - говорит он. По словам Ремчукова, сам "Базэл" не собирается выходить из автомобильного бизнеса, а долю Millhouse не выкупает потому, что "по условиям соглашения между акционерами "Руспромавто" они не обязаны предлагать друг другу приоритетный выкуп акций". В Millhouse на это сказали лишь, что компания "всегда рассматривает возможность и продажи своих активов, и приобретения новых".

По словам источника на одном из автозаводов, Millhouse безуспешно пытается найти покупателя своей доли в "Руспромавто" и даже стала предлагать пакеты акций отдельных предприятий, в частности долю в ГАЗе.

"Я считаю инвестицию в ГАЗ неоправданной, - говорит аналитик "НИКойла" Вячеслав Смольянинов. - Это старый завод, у него единственный "хитовый" продукт - "ГАЗель", но его выпуск не развивается должными темпами". Впрочем, аналитик допускает, что решение Millhouse выйти из "Руспромавто" может быть частью плана компании по продаже активов. "Недавно уже были заключены крупные сделки по продаже акций "Сибнефти", "Аэрофлота", - напоминает он. - Правда, я затрудняюсь сказать, кто может купить активы "Руспромавто".

ЧТО ПРОДАЕТСЯ: В начале 2000 г. Олег Дерипаска и Роман Абрамович создали компанию "Русский алюминий". По рассказам источников, близких к "Русалу", компания с подачи Дерипаски стала скупать акции автозаводов, которые затем были переданы в холдинг "Руспромавто". Сейчас в нем пять подразделений - "Нижегородские автомобили" (ГАЗ, "Волжские моторы", Заволжский завод гусеничных тягачей, Саранский завод автосамосвалов, Арзамасский машиностроительный завод) , "Автобусы" (Павловский, Ликинский, Голицынский автобусные заводы и Канашский автоагрегатный завод) , "Двигатели" (ЯМЗ, ЯЗТА, Тутаевский моторный) , "Большегрузные автомобили" (автозавод "Урал") и "Строительно-дорожные машины" (ЧСДМ, "Брянский арсенал", "Тверской экскаватор"). Структуры Дерипаски и Абрамовича ( "Базовый элемент" и Millhouse Capital соответственно) получили по 37,5% акций "Руспромавто", 25% - у менеджеров компании.

Суммарная выручка "Руспромавто" в 2001 г. составила 46,6 млн руб. , в 2002 г. - 59,4 млн руб. , план на 2003 г. - 69,5 млн руб. Прибыль в 2001 г. составила 4,6 млн руб. , в 2002 г. - 7,8 млн руб. , бизнес-план на 2003 г. - 8,2 млн руб. В этом году на ГАЗе вырастет лишь выпуск "ГАЗелей" и "Соболей" (на 3% и 8% соответственно) , выпуск большегрузных автомобилей холдинг планирует увеличить на 4,19%. Производство автобусов планируется сократить на 1,6% , а двигателей - на 9,61%.

Источник: Ведомости