"Автотор" приехал на село и не нашел там менеджеровКалининградская компания "Автотор" - российский сборщик автомобилей BMW и KIA - занялась выращиванием пшеницы и животноводством. Но, уже проведя посевную, компания, первой в постсоветской России научившаяся собирать иностранные автомобили, столкнулась с нехваткой менеджеров для сельхозбизнеса. Участники аграрного рынка говорят, что кадровую проблему новичку в отрасли решить будет непросто. Калининградское ЗАО "Автотор" с 1994 г. собирает легковые машины, внедорожники и мини-вэны KIA, а с 1999 г. - седаны BMW. В 2002 г. "Автотор" собрал 5714 автомобилей, в том числе 3473 KIA и 2241 "БМВ". Как сообщил "Ведомостям" заместитель губернатора Калининградской области Игорь Шевляков, "Автотор" быстро строит в области агрохолдинг. "Они уже провели первую посевную на купленных и арендованных землях и купили небольшое животноводческое хозяйство, - говорит Шевляков. - Судя по количеству купленных компанией тракторов и комбайнов Massey Ferguson, их хватит для освоения 10 000 га земли". По словам специалиста по корпоративным связям "Автотора" Александра Бондаренко, холдинг решил инвестировать в аграрный бизнес еще в прошлом году, но реальные действия начала предпринимать лишь полгода назад, создав компанию "Автотор-агро" (по данным управления МНС по Калининградской области, ООО "Автотор-агро" зарегистрировано 28 апреля). По словам Бондаренко, агрохолдинг намерен создать производство полного цикла - от выращивания сельхозпродукции до выпуска готовой продукции. В прошлом году представители "Автотора" объявляли о планах сборки в Калининграде сельхозтехники. По словам пресс-секретаря ЗАО "Автотор" Павла Лешакова, эти проект не отменен и создание агрохолдинга с ним связано. "Мы сможем не только производить и продавать сельхозтехнику, но и использовать ее в собственном бизнесе", - говорит Лешаков. По его словам, одна из компаний холдинга взяла на откорм 2500 свиней и 4000 коров, кроме того, в агрохолдинг войдут комбикормовый завод, предприятие по производству растительного масла и мелькомбинат, на строительство которых планируется потратить до $35 млн. Между тем год назад назад президент холдинга "Автотор" Владимир Щербаков говорил о готовности инвестировать в агропромышленный комплекс области $18 млн до 2010 г. Традиционные игроки аграрного рынка отнеслись к попытке автомобилестроителей заняться сельским хозяйством с недоумением. По мнению руководителя сельскохозяйственного бизнеса группы компаний "Русагро" Юрия Костюка, в Калининградской области благоприятные условия для выращивания картофеля и корнеплодов и развития животноводства и скорее всего "Автотору" удастся создать слаженно работающую компанию. "Но прибыль от инвестиций в агросектор будет несоизмеримо мала по сравнению с возвратом средств, вложенных компанией в автомобильную промышленность, - говорит Костюк. - На мой взгляд, такая диверсификация бизнеса "Автотора" довольно удивительна". Директор Института аграрного маркетинга Елена Тюрина считает, что заявленных сумм недостаточно для создания успешной агропромышленной компании с нуля: только на развитие одной птицефабрики необходимо потратить $20 - 30 млн. Однако идею создания агрохолдинга в Калининградской области Тюрина сочла перспективной. "В области очень хорошо развита мясопереработка, построенная на близости порта и импортном сырье. С введением квотирования на импорт мяса у агрохолдинга не будет проблем со сбытом мяса", - говорит она. Развитие агробизнеса калининградской компании может упереться в кадровую проблему. "Автотор-агро" уже действует, но, как признаются ее представители, еще не найдены организаторы сельхозпроизводства и менеджеры, готовые возглавить проекты по растениеводству и животноводству. "Мы потратили на поиски менеджеров два месяца, но специалистов нужного профиля не нашли, - говорит Бондаренко. - Нам нужны менеджеры широкого профиля, а на рынке существуют только узкие специалисты". По его признанию, "Автотору" не удалось перекупить менеджеров и у ведущих агрохолдингов и теперь компания ищет специалистов в регионах. Между тем предприятия АПК испытывают сейчас большие проблемы с кадрами - например, как говорят на столичных мясокомбинатах, безуспешно ищет управленцев для своего мясного направления группа "Разгуляй-УКРРОС". В беседе с "Ведомостями" директор по персоналу входящей в эту группу компании "Агрокоинвест" Фарид Гасимов признал, что с подбором специалистов на рынке сейчас ситуация сложная: управленцы с "советским" опытом нынешним игрокам рынка подходят разве что в качестве консультантов, а молодые перспективные менеджеры предпочитают нефтяной или банковский бизнес, где выше оплата труда. В результате компаниям приходится растить собственную "молодежь": по словам директора департамента по связям с общественностью АПК "Агрос" Елены Евстигнеевой, холдинг практикует обучение собственных специалистов, несмотря на "некий относительный риск потери обученных кадров". Источник: Ведомости |