24.06.2003

Платите и размножайтесь. Сотовые операторы увеличивают число сетей приема платежей



Быстрый рост числа абонентов сотовой связи заставляет операторов позаботиться об увеличении числа способов оплаты своих услуг. Сотрудничать с ними хотят многие розничные компании - операторы платят небольшую комиссию за проведение платежей, но число желающих заплатить за сотовую связь очень велико.
По данным аналитиков J'Son & Partners, в прошлом году число абонентов сотовых сетей выросло на 121%. В этом году рост ожидается не меньший - например, только за май число пользователей мобильников выросло на 6% до 23 млн человек.

Операторам приходится позаботиться заранее, чтобы рост абонентской базы не обернулся головной болью для сотрудников служб приема платежей. Вчера столичный сотовый оператор "ВымпелКом" и платежная система "Рапида" объявили о начале приема наличных платежей в отделениях банков - партнеров "Рапиды". А "Мобильные ТелеСистемы" (МТС) подключили к своей единой системе приема платежей (ЕСПП) сотовые салоны компании Dixis.

В результате сотрудничества с "Рапидой" 140 отделений банков в Москве, Подмосковье и Санкт-Петербурге начали принимать деньги от абонентов "ВымпелКома". Вскоре границы сотрудничества оператора и платежной системы охватят Самару и Саратов, а до конца года - города Центрального, Сибирского, Волжского и Северо-Западного укрупненных регионов. "Мы не хотим, чтобы были очереди в офисах оплаты услуг, и заботимся о комфорте наших абонентов", - говорит Светлана Сергеенкова, специалист службы по связям с общественностью "ВымпелКома". Как рассказал пресс-секретарь "Рапиды" Дмитрий Мороченко, оператор мобильной связи платит партнерам комиссию за проведение оплаты и "Рапида" делит ее с банками, при этом с абонентов за сам платеж денег не берут. "Интерес "ВымпелКома" - в расширении географии платежей, интерес "Рапиды" и банков - в комиссии", - говорит Мороченко.

В московских салонах Dixis уже с февраля принимают платежи от столичных абонентов всех GSM-операторов - МТС, "ВымпелКома" и "МегаФона", - а в Питере салоны этой сети работают с клиентами МТС, "МегаФона" и Skylink. Вчера группа компаний Dixis объявила, что вскоре все ее салоны в Москве и Питере подключат к ЕСПП, которую используют для проведения платежей в самой МТС. По словам руководителя службы по связям с общественностью Dixis Кирилла Лубнина, это позволит обслуживать иногородних абонентов МТС (раньше такой возможности не было) , а также мгновенно зачислять деньги на счета абонентов. Комиссия за проведение платежа, по словам Лубнина, сравнима с процентом за обналичивание денег в банкоматах, но для салонов работать с платежами выгоднее из-за огромного потока желающих заплатить. "В среднем в один салон обращаются до 100 человек в день, - рассказывает он, - особенно быстро сейчас растет число платежей абонентов "ВымпелКома" и "МегаФона".

Не отстают от конкурентов и в московском "МегаФоне". "Сегодня в Москве и области есть более 1000 точек, где можно оплатить услуги "МегаФона" наличными или банковскими картами", - говорит Роман Проколов, советник гендиректора московского "МегаФона". Он подчеркнул, что платежи за "МегаФон" принимают и партнеры "Рапиды". По словам Проколова, вскоре в столице появится около 100 электронных киосков "МегаФона", с помощью которых можно будет посетить веб-страницу компании, подключить или отключить дополнительные услуги, а также оплатить счета за пользование телефоном - наличными или с помощью банковской карточки.

Эксперт исследовательской компании ACM-Consulting Александр Шатиков считает, что от внедрения новых способов оплаты сотовых услуг выигрывают все - и операторы, и владельцы платежных систем, и их клиенты. "Операторы предлагают маленькую комиссию, но оплата услуг выходит на уровень массовых денег, и пункты приема платежей начинают выступать как банковское учреждение", - объясняет Шатиков привлекательность этого бизнеса для салонов связи. Впрочем, с этим мнением согласны не все. "Для нас это не более чем поддержка лояльности наших абонентов, на оплате услуг много не заработаешь", - говорит Татьяна Гуляева, руководитель отдела по связям с общественностью салонов связи "Евросеть". Самую маленькую комиссию, по словам Гуляевой, платит МТС. "Мы ничего не зарабатываем, все уходит на зарплату продавцам, печать слипов и так далее", - говорит она. Поэтому в "Евросети" сейчас думают о введении процентного платежа с абонентов МТС.

Источник: Ведомости