03.07.2003

Пивной спад продолжается



Российское пивоварение последние несколько лет было бесспорным лидером промышленного роста не только в пищевой промышленности, но и во всей российской экономике. Однако период бурного роста, по мнению специалистов пивоваренной промышленности, в их сегменте рынка закончился.

Спад производства пива продолжается уже полгода. Согласно данным Госкомстата, в январе-мае 2003 г. производство пива не увеличилось и составило 98,8% к уровню соответствующего периода прошлого года. Спад отмечен и в июне: за первые 15 дней месяца производство пива в стране сократилось по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 8%.

По мнению руководителя секретариата Союза российских пивоваров Вячеслава Мамонтова, причина спада — в сокращении прибыли пивоваренных предприятий и свертывании инвестиционных программ. "Мы считаем, что ухудшение экономической ситуации в пивоваренной отрасли связано с ростом акциза на пиво, — отметил Вячеслав Мамонтов. — Как известно, в 2003 г. он был увеличен на 25%. Затем акциз был проиндексирован на 15% с учетом инфляции. В результате этой акции рентабельность на большинстве предприятий упала до 5%". В России сегодня насчитывается порядка 300 пивоваренных заводов. И далеко не все из них процветают. Сегодня пивовары в большинстве своем не могут обновлять производство, закупать новое оборудование и сырье. Конкурировать с международными пивоваренными компаниями, действующими на российском рынке, также становится все труднее. Особенно сложно приходится средним и мелким пивоваренным заводам с мощностями до 10 млн дал пива в год. Для сравнения: "Балтика" вырабатывает более 160 млн дал, "Очаково" — 50 млн дал, "Ярпиво" — 47 млн дал. Тем не менее небольшие пивоварни производят порядка 40% всего российского пива.

Впрочем, сокращение выпуска пива наблюдается далеко не на всех предприятиях. В преддверии летнего сезонного пика продаж крупные компании уверенно наращивают производство янтарного напитка. По итогам пяти месяцев компания "Ярпиво" реализовала 21,6 млн дал пива, что на 14% больше аналогичных показателей 2002 г. Нельзя сказать, что повышение акцизов сильно отразилось на инвестиционных программах ОАО "Ярпиво". На днях завершен первый этап реконструкции пивзавода "Воронежский", принадлежащего компании "Ярпиво". Обновленное производство позволит выпускать дополнительно 15 млн дал пива в год. Объем инвестиций составил 27 млн евро.

Не отмечено сворачивания деловой активности и на флагмане российского пивоварения — ОАО "Балтика". Недавно компания запустила новый завод в Хабаровске мощностью 10 млн дал в год. Объем инвестиций в это предприятие составил $50 млн. Кроме того, началось строительство солодовенного завода в Туле стоимостью $32 млн. Компания также намерена серьезно повысить эффективность реализации продукции и уже приступила к перестройке сбытовой сети. По словам президента компании Таймураза Боллоева, в 2003 г. "Балтика" планирует увеличить объемы производства на 7-8% по сравнению с 2002 г.

Источник: Журнал "Русский Фокус"