09.07.2003

"Вимм-Билль-Данн" дошел до Прибалтики. Его партнер - крупнейшая литовская розничная сеть



"Вимм-Билль-Данн" станет первым российским поставщиком крупнейшего ритейлора на территории бывшего СССР - литовской сети Vilniaus Prekyba. Договор поставок будет подписан до конца июля. Эксперты считают, что "Вимм-Билль-Данн" пытается заранее наладить отношения с крупным розничным оператором, который вскоре может прийти и в Россию. Управляющая компания Vilniaus Prekyba (VP Market) создана в начале 90-х. Сегодня в Литве и Латвии управляет 237 магазинами от дискаунтеров (сеть T-Market) до гипермаркетов и кэш & керри (сеть Maxima).

В Литве имеет 175 магазинов и занимает самую большую долю местного рынка - около 30%. Оборот в 2002 г. составил 881,3 млн евро, что является крупнейшим показателем для розничных сетей на территории бывшего СССР.

По словам пресс-секретаря "Вимм-Билль-Данна" Киры Кирюхиной, подписание договора поставок состоится в конце июля. Пока речь идет о поставках только в литовский дивизион Vilniaus Prekyba. Источник "Ведомостей", знакомый с ходом переговоров, сообщил, что договор предусматривает поставки в Литву всего ассортимента ВБД за исключением стерилизованного молока, а основной объем поставок придется на продукты марки Neo. По данным источника, в переговорах с литовцами ВБД вопрос об объемах закупок оставил на их усмотрение. В Vilniaus Prekyba настроены на долгосрочные отношения. "Объем первых партий в июле-августе составит более 20 т (около 10% от йогуртового ассортимента сети) , - говорит пресс-атташе Vilniaus Prekyba Виктория Якубаускайте. - А если спрос на российские продукты окажется достаточно высоким, мы готовы увеличить долю ВБД в ассортименте и довести объем закупок до 60 т в месяц".

Сделка с Vilniaus Prekyba для ВБД - первый опыт продаж молочных продуктов на литовском рынке и первый прямой договор с зарубежным ритейлором. В Киргизии и на Украине продукция ВБД продается через местные офисы компании. А в другие страны СНГ продукцию ВБД мелкими партиями ввозят местные дистрибьюторы. В Литве из всего ассортимента ВБД сегодня продаются только морс "Чудо-ягода" и гранатовый сок Rio Grande, которые местная компания Zenono Jociaus ввозит в количествах, не превышающих 12 - 15 т в месяц.

"Сделка важна для имиджа ВБД как для компании, работающей на нескольких зарубежных рынках. Но бороться за первое место на литовском рынке нет смысла - население всей Прибалтики меньше, чем население Москвы", - считает аналитик "Тройки Диалог " Андрей Иванов.

Другие эксперты видят в сделке подтверждение скорого прихода Vilniaus Prekyba в Россию. "ВБД делает далекоидущий ход, - считает Кирилл Терещенко, руководитель отдела по работе с ключевыми клиентами "Дэнди дистрибьюшн". - В Прибалтике работает около 15 сетей, которые контролируют 75% продуктовой розницы. На рынке им уже тесно, и перед наиболее крупными ритейлорами встает вопрос экспансии на богатые и неосвоенные рынки России и Украины. Vilniaus Prekyba - сеть N 1 в Прибалтике, поэтому она может начать экспансию одной из первых. Видимо, ВБД решил: "Почему бы не начать строить отношения с потенциальным и сильным партнером заранее? " "ВБД все делает правильно. Когда Vilniaus Prekyba придет в Россию, она уже будет знать ВБД лучше других поставщиков и, скорее всего, будет чаще отдавать ему предпочтение", - полагает директор по организации торговли сети "Седьмой континент" Елена Пестрякова.

Амбициозные планы Vilniaus Prekyba не являются секретом. По словам Виктории Якубаускайте, в 2003 - 2004 гг. компания планирует открыть 40 магазинов в Эстонии и выйти в Польшу. Но возможность скорого прихода на российский рынок в Vilniaus Prekyba отрицают. Однако один из менеджеров сети "Дикси" рассказал "Ведомостям", что еще зимой представители литовской сети предлагали ему должность в будущем российском офисе.

Источник: Ведомости