10.07.2003

Carlsberg осаждает Китай



ЛОНДОН - Едва оправившись после неудачной попытки завоевать китайский рынок, компания Carlsberg вновь направляется в Поднебесную. В прошлом году Китай обогнал США, прежнего безусловного лидера, по объемам потребления пива и занял первую строчку в мировом рейтинге. Впрочем, уровень потребления этого напитка в пересчете на душу китайского населения довольно мал. А это в свою очередь означает, что если развитие китайской экономики пойдет нынешними темпами, то у населения будет больше денег, и китайцы смогут тратить на покупку пива еще больше, чем сейчас.

Зачарованная необъятным потенциалом китайского рынка, в мае нынешнего года Carlsberg купила две пивоваренные компании в юго-западной провинции Юннань. Произошло это менее чем через три года после того, как датская компания продала конкурирующей Tsingtao свое пивоваренное предприятие в Шанхае, в строительство которого она вложила немалые средства.

Недавние приобретения Carlsberg в провинции Юннань отражают интерес к китайскому рынку, который испытывают сейчас все крупные мировые компании по производству пива.

В конце мая бельгийская Interbrew приобрела 70% акций китайской пивоваренной компании K.K. Brewery, получив таким образом возможность выйти на лидирующие позиции в прибрежных регионах Китая. Американская Anheuser-Busch увеличила свою долю в Tsingtao до 10% и планирует довести ее до 27% , а нидерландская Heineken во всеуслышание объявляет, что ищет китайских партнеров.

"Китайский рынок по-прежнему интересен и увлекателен", - считает Джеспер Мадсен, управляющий директор Carlsberg Brewery HK, подразделения, контролирующего китайские операции компании.

Здесь следует заметить, что в 90-е гг. многие пивовары мирового уровня, такие как австралийская компания Fosters или британская Bass, равно как и сама Carlsberg, уже предпринимали попытки покорить Китай, при этом попытки эти оказались по большей части безуспешными. Однако теперь иностранные компании утверждают, что на этот раз все будет по-другому.

Дело в том, что в 90-е гг. и Carlsberg, и ее конкуренты тратили крупные суммы на строительство предприятий по производству дорогих брэндов пива. "Мы рассчитывали, что сумеем добиться бурного роста на рынке дорогих сортов пива, но наши расчеты не оправдались, - рассказывает Мадсен. - Местные производители отреагировали довольно резко и сами вышли на тот же сегмент рынка, в связи с чем нам пришлось конкурировать не только с иностранными, но и с местными компаниями".

Теперь на приобретенных недавно предприятиях в провинции Юннань Carlsberg намерена сфокусироваться на развитии производства тех брэндов, которые эти предприятия уже выпускают, а также на расширении своего присутствия на местном рынке.

Остальные игроки тоже склонны проявлять умеренность и благоразумие. Например, Anheuser, которая вложила крупные суммы в строительство завода по производству пива Budweiser в самом центре Китая, в прошлом году переключилась на сотрудничество с Tsingtao.

Наиболее успешно работает в Китае вторая в мире по объемам производства компания SABMiller. Сейчас ей принадлежит 49% в совместном предприятии с китайской China Resources Enterprise, а вскоре компания намерена приобрести миноритарный пакет в другой компании - Harbin Brewery, зарегистрированной в Гонконге.

Джо Джан, руководитель отдела китайских исследований в гонконгском отделении UBS, полагает, что иностранные пивовары только выиграют от структурных изменений на китайском рынке пива. И тем не менее, несмотря на консолидацию пивного рынка в последние годы, рынок в Китае по-прежнему сильно раздроблен и поделен между несколькими сотнями местных небольших пивоваренных компаний. (FT, 9. 07. 2003, Екатерина Кудашкина)

Источник: Ведомости