11.07.2003

Европа накажет авиаторов. За задержки рейсов компании заплатят пассажирам



Европа ужесточает требования к авиакомпаниям, совершающим рейсы на территории Евросоюза. На прошлой неделе Европарламент принял закон, по которому авиакомпании должны будут платить компенсации пассажирам за срыв графика полетов - в размере от 250 до 600 евро каждому. Эти меры могут ударить и по российским авиакомпаниям, летающим в страны Европы.
После утверждения в Европарламенте закон должен быть принят парламентариями каждой из стран ЕС. Ожидается, что он вступит в силу к лету 2004 г. По словам Тона Хьюссона, пресс-секретаря Европарламента в сфере транспорта и туризма, закон коснется и авиакомпаний из стран, не входящих в Евросоюз. Они должны будут платить компенсации пассажирам, если станут нарушать свое расписание на территории Евросоюза.

Закон предусматривает выплату компенсаций пассажирам при отмене вылета, задержке более чем на два часа, а также в тех случаях, когда количество проданных билетов превышает количество мест. Размер компенсации варьируется в зависимости от расстояния перелета - от 250 евро при перелете менее 1500 км до 600 евро, если расстояние превышает 3500 км. Если задержка происходит из-за форс-мажорных обстоятельств, не зависящих от компании, авиаторам платить не придется.

Представители крупнейших российских авиакомпаний пока не высказывают беспокойства. Они заявляют о пунктуальности своих рейсов, но считают, что нововведение может ударить по мелким перевозчикам. "В России расписание рейсов чаще всего не соблюдают компании, которые организуют чартерные перевозки", - говорит Лев Кошляков, директор департамента по связям со СМИ "Аэрофлота". О том же говорит замгендиректора "Сибири" Михаил Кошман.

По данным Минтранса, во время прошлогодней летней чартерной программы больше всего опаздывали самолеты "Кавминводыавиа" - суммарное опоздание составило 49 часов (52,2% всех вылетов компании). Далее следуют "Красноярские авиалинии" (на 15 ч 12 мин, 35,1% вылетов) , "АвиаЭкспрессКруиз" (13 ч 55 мин, 42,9% ), "Трансаэро" (9 ч 30 мин, 46,2% ) и "Сибирь" (7 ч 54 мин, 36% ). Чаще всего рейсы задерживаются из-за того, что в аэропорту вылета нет резервных воздушных судов, и потому, что пассажирам продают билеты на незарегистрированных бланках.

Фигуранты этого черного списка предпочитают пока не подсчитывать будущие убытки от своей неаккуратности. По словам Андрея Гугеля, коммерческого директора "АвиаЭкспрессКруиза", задержки самолетов компании более чем на два часа случаются не чаще двух раз в год. Таким образом, по его подсчетам, компенсационные выплаты его компании не превысят 80 000 евро в год. "Это несущественная для нас сумма", - говорит Гугель.

"Не думаю, что нас ожидают какие-либо серьезные потери, - говорит Сергей Быхал, представитель "Трансаэро". - Если Евросоюз действительно решит использовать европейский закон в отношении России, Минтрансу стоит уточнить правомерность таких санкций". Ольга Трапезникова, представитель "Красноярских авиалиний", также говорит, что, российские авиаторы не обязаны подчиняться законам Евросоюза.

Как говорит Максим Уфаев, менеджер консалтинговой компании Info Most, представляющей интересы Lufthansa в России, показателем соблюдения авиакомпанией расписания является коэффициент пунктуальности. В крупной европейской компании этот коэффициент составляет 80 - 85% (это означает, что в 80% случаев самолеты улетают с задержкой менее 15 минут). По словам Льва Кошлякова, рейсы "Аэрофлота" по вине самой компании задерживаются лишь в 5% случаев. В еще одной крупной авиакомпании - "Пулково" - называют цифру в 2%.

Аналитик ОФГ Елена Сахнова, суммируя эти данные со статистикой Минтранса, считает, что в результате введения европейского закона российские авиакомпании, летающие в страны ЕС, могут потерять на компенсациях пассажирам до $20 млн в год.

Источник: Ведомости