11.07.2003

Кеды проиграли кроссовкам. Nike покупает Converse



Противостояние компаний Nike и Converse на рынке спортивной обуви завершилось - Nike покупает конкурента за $305 млн. Это не так дорого, если учесть, что таким образом Nike избавляется от одного из главных законодателей стиля спортивной одежды. Простые матерчатые кеды с резиновыми носами за $35, которые Converse производила почти 100 лет, стали символом народного протеста против высококачественных кроссовок. Эти кеды продолжают носить школьники и студенты - только в 2002 г. продажи Converse составили более $205 млн.

Но популярность не помогла Converse. Неверные шаги руководства, в частности решение продолжать производство обуви в основном в США, привели к тому, что в компании дважды вводилось внешнее управление - в 1991 и 2001 гг. Converse пришлось продать заводы в США и Мексике. В 2002 г. компания решила провести первичное размещение акций на $86,3 млн.

Но в результате компания стала частью Nike. По словам Томаса Кларка, президента Nike по новым проектам, приобретение Converse является частью программы по продвижению новых брэндов. По его словам, руководители Converse останутся на своих местах.

"Нам нравится их бизнес-план, и мы не хотим его менять", - говорит Кларк. В частности, Nike собирается включить одну из дешевых моделей Converse в свою коллекцию баскетбольных кроссовок, которые стоят недешево.

Converse начала производить свои кроссовки в 1917 г. , назвав их All-Stars. В 1923 г. они получили новое название - "Чак Тэйлор", в честь одного из наиболее успешных продавцов кедов Converse, полупрофессионального баскетболиста.

Звезды НБА продолжали носить кеды "Чак Тэйлор" и кожаные ботинки, скроенные по тому же образцу, до 1985 г. Именно тогда Nike подписала договор с Майклом Джорданом из баскетбольного клуба Chicago Bulls и сделала его звездой своей рекламной кампании. Наступила эпоха вычурных, бросающихся в глаза, футуристических кроссовок, как у Джордана.

Но и в эпоху Джордана обычным кедам сопутствовал успех - их стало носить новое поколение молодых людей, которые протестовали против моды на дорогие кроссовки, сделанные из новейших полимеров.

Кеды Converse стали символом антиглобализма и протеста против засилья больших корпораций - в частности, Nike. Курт Кобейн из группы "Нирвана", символ протеста против всего на свете, совершил самоубийство в ботинках Converse.

В середине 1990-х Converse разнообразила свою коллекцию, включив в нее новые модели на гелевой подошве. Она также купила компанию по производству одежды Apex One. Но это приобретение, как и решение продолжать производить обувь в США и не переносить производство в страны с более дешевой рабочей силой, привели к финансовому краху компании. (WSJ, 9. 07. 2003, Кирилл Корюкин)

Источник: Ведомости