17.07.2003

Россия - мечта ритейлоров. Если верить новому исследованию A.T.Kearney



Сегодня компания A.T.Kearney обнародует ежегодный Global Retail Development Index (GRDI) , показывающий привлекательность развивающихся рынков для торговых инвестиций. Как удалось выяснить "Ведомостям", 1-е место в нем заняла Россия, поднявшаяся за год на три строчки. Правда, рассчитывать на массовую экспансию глобальных торговых сетей в Россию не стоит.
Итоговая оценка индекса складывается из трех факторов: странового риска, уровня насыщенности рынка (количество площадей современных торговых центров и супермаркетов на 1000 жителей и количество иностранных ритейлоров в стране) и фактора давления времени (скорость насыщения розничного рынка современными торговыми форматами). Оценка ставилась на основе данных Всемирного банка, агентства Euromоney, собственных данных A.T.Kearney.

Результаты Global Retail Development Index (GRDI) за 2002 г. были опубликованы во французском журнале LSA, посвященном торговле, а в широкое распространение результаты исследования поступят сегодня.

Исследование GRDI проводится компанией A.T.Kearney во второй раз. В прошлом году наша страна заняла в нем 4-е место, набрав 69 баллов. С тех пор показатели России ощутимо изменились по всем критериям GRDI, но сильнее всего поменялась оценка странового риска. С "негативных" 36 пунктов она поднялась до "нейтрального" 51 пункта. А итоговый показатель страны - 72 балла (на один балл больше Словакии). "Серьезное усиление позиций России произошло благодаря тенденциям ускоренного развития цивилизованных форм торговли и снижения страновых рисков. При благоприятных обстоятельствах Россия может оставаться на вершине рейтинга еще несколько лет", - говорит директор московского офиса A.T.Kearney Руслан Корж.

Российский рынок живет в ожидании экспансии западных ритейлоров последние 2 - 3 года. По данным Jones Lang LaSalle, в конце 2002 г. на 1000 москвичей приходилось лишь 78,9 кв. м площадей торговых центров. Для сравнения: в Берлине и Варшаве - 360,5 кв. м и 441 кв. м соответственно. А из крупных международных ритейлоров в Москве представлены лишь французская "Ашан" и немецкая "Метро", имеющие по три магазина.

"Россия выходит на 1-е место среди стран с благоприятным инвестиционным климатом. Лет через 10 она действительно станет номером один среди "новых" рынков", - заявил "Ведомостям" менеджер направления торговой сети Tengelmann Лютц Шайност.

Большинство российских экспертов согласны, что отдавать предпочтение нашему рынку глобальные ритейлоры начнут лишь через несколько лет. "Россия действительно один из самых привлекательных и очень динамичных рынков, - говорит руководитель проектов компании Roland Berger Ольга Сагирова. - Однако для сетей, в первую очередь, важны покупательская способность и объем рынка. А в этом Россия еще не может соревноваться с Западной Европой". По данным Roland Berger, оборот розничного рынка России составил в 2002 г. $102,9 млрд, Германии - $615 млрд, Великобритании - $368 млрд, Франции - $327 млрд.

По мнению аналитика Jones LangLasalle Юлии Никуличевой, вряд ли кто-то из крупных ритейлоров будет принимать решение о начале работы в России, исходя из оценок GRDI. А Эрик Блондо, гендиректор компании "Мосмарт" (ранее он занимал аналогичный пост в московском офисе французской сети Carrefour) , предположил, что сначала глобальные ритейлоры постараются максимально использовать потенциал Центральной Европы и Китая. Кстати, последний оказался на 3-м месте в рейтинге A.T.Kearney, набрав 67 баллов.

Действительно, крупные торговые сети, проводящие агрессивную экспансию в Восточной Европе - Carrefour, Ahold, Delhaize le Lion, Lidl & Schwarz и др. , - пока не обнародовали свои планы в отношении России. Более активно в российскую торговлю инвестируют компании средней руки, не имеющие большой доли у себя в стране (например, AVA, владеющая гипермаркетом Marktkauf) , или непубличные компании, стоимость которых не зависит от выхода на рискованные рынки. Это Auchan Group, турецкая Koc Holding (сеть "Рамстор") , японская компания "Санъэй" (сеть "Станем друзьями") или индийская Sun Capital Partners, строящая сеть "Помм" в Подмосковье. "Данные GRDI убедят их в правильности прихода в Россию", - считает гендиректор компании MR & D Consulting Виктория Михайлова.

Источник: Ведомости