31.07.2003

Бессмертный жук. С мексиканского конвейера сошел последний Volkswagen Beetle



Вчера с заводского конвейера в мексиканском городе Пуэбла сошел последний Volkswagen Beetle - легендарный автомобиль, разработанный еще до Второй мировой войны и продержавшийся в производстве 64 года - больше, чем какой-либо другой автомобиль в истории.
"Жук" - самый настоящий пришелец из прошлого. Трудно поверить, что события, связанные с рождением машины, которая еще вчера сходила с заводского конвейера, настолько далеки, что обросли массой легенд и просто неясностей. Распространено, например, мнение о том, что Volkswagen был разработан в нацистской Германии по заданию Адольфа Гитлера, желавшего снабдить нацию недорогим средством передвижения. На самом же деле уже весьма именитый в те годы конструктор Фердинанд Порше разработал прототип того, что позднее стало всемирно известным Beetle еще до прихода Гитлера к власти, в 1931 - 1932 гг. , для мотоциклетной компании Zundapp, а в середине 30-х сумел доказать властям, что именно его модель наиболее пригодна для производства в рамках национальной программы, в результате чего первый камень в фундамент завода в Вольфсбурге заложил лично Гитлер.
Авторство внешности автомобиля тоже ставилось под вопрос. По официальной версии, кузов рисовал дизайнер Эрвин Коменда, позже, в конце 50-х, создавший кузов также ставшего легендарным Porshe 911. Однако неоднократно утверждалось, что Коменда воспользовался разработками молодого австрийца Белы Барени, сделанными еще в середине 20-х гг. Барени, впрочем, занял в истории собственное почетное место: он много лет трудился в Daimler-Benz и именно он считается создателем концепции пассивной безопасности, благодаря которой появились ремни безопасности, деформируемые рулевые колонки и краш-тесты новых моделей автомобилей.

В первый раз Volkswagen продемонстрировал умение быть бессмертным в 1945 г. Германская промышленность, в том числе и автомобильная, по большей части лежала в руинах. Не был исключением и завод в Вольфсбурге, оказавшийся в британской зоне оккупации. Инженеры и рабочие завода наладили сборку автомобилей из чудом сохранившихся на складах комплектующих (отец и сын Порше, кстати, в это время за сотрудничество с нацистами сидели в тюрьме) , и когда через некоторое время по приглашению оккупационных властей завод посетило тогдашнее руководство Ford Motor, делегация с удивлением обнаружила ритмично работающий среди развалин конвейер. Больше 1500 машин было выпущено уже в 1945 г. , к 1950-му Volkswagen контролировал более половины германского авторынка. За машиной выстраивались очереди, и не только из немцев: руководство завода осталось верным довоенной стратегии выпуска сверхдешевого автомобиля, американским солдатам машина обходилась в одно месячное жалованье и они с охотой везли Volkswagen на родину. Кстати, название "жук" (Beetle) машина получила в 1949 г. с легкой руки одного из американских журналистов.

Volkswagen, в принципе, мог и не стать мировой автомобильной легендой, оставшись лишь одним из представителей когорты послевоенных сверхдешевых европейских автомобилей наряду с Citroen 2CV. Первая попытка организовать продажу Volkswagen в США провалилась: австрийский предприниматель Макс Хоффман купил права на дистрибьюцию Volkswagen в Соединенных Штатах в 1949 г. , а в 1953-м свернул бизнес: американцы, привыкшие к автомобилям совсем других размеров, малюток покупали неохотно.

Вторую попытку прорыва предпринял сам Volkswagen, создавший в 1955 г. дочернюю компанию Volkswagen United States и заказавший продвижение машины рекламному агентству DDB. Точное позиционирование (машина рекламировалась как вторая в семье, а такой автомобиль имеет право быть маленьким) и ставшее легендарным в США качество изготовления Beetle сделали свое дело: в конце 50-х в США продавалось около 50 000 Volkswagen в год, причем на машину приходилось около половины рынка импортных легковушек. В США, как и в Европе, машина продержалась в продаже до конца 70-х, став культовым автомобилем поколения "детей-цветов".

В 1977 г. производство Beetle в Германии было прекращено: автомобиль стал беспрецедентно устаревшим. Остальные автомобили 30-х давно уже уверенно заняли места в автомобильных музеях, рынок компактных автомобилей захватывало уже второе поколение революционного для 70-х Golf, покупателей готовились атаковать японские автопроизводители, которых тогда, правда, мало кто еще принимал всерьез. Но и тут "жук" продемонстрировал способность к выживанию. Еще в конце 50-х Volkswagen начал продавать лицензии на производство Beetle, да и сам выпускать его на собственных зарубежных предприятиях - машину собирали в Бразилии, Перу, Мексике, нескольких африканских странах. Могли, кстати, начать собирать и в СССР: как один из вариантов при создании завода в Тольятти рассматривалась покупка прав на производство не у Fiat, а у Volkswagen. После снятия машины с производства в Германии ее продолжили делать на мексиканском заводе в Пуэбле, и автомобиль стал по-настоящему народным уже в этой стране: сейчас в Мексике зарегистрировано более полумиллиона Beetle. В последние годы машина продавалась здесь дешевле $8000. В Пуэбле выпускается и New Beetle - созданная в расчете на постаревших американских хиппи стилизация под "жука" на базе агрегатов Golf. Всего за 64 года производства Beetle выпущено больше 21 млн этих автомобилей.

Последний Beetle, сошедший вчера с конвейера в Пуэбле, отправился на "родину предков" - ему уготовано место в заводском музее Вольфсбурга. Volkswagen Beetle уже многие годы, если не десятилетия является предметом страсти автомобильных коллекционеров - особенно это касается самых старых или по каким-либо причинам считающихся редкими экземпляров. Поэтому "под занавес" мексиканский завод выпустил ограниченную серию в 3000 "жучков" Last Edition - представители завода специально подчеркнули, что эти машины нежно-голубого цвета отличаются от серийных лишь чуть большим количеством хрома, белыми боковинами покрышек a la 50-е и аудиосистемой с CD. Практически вся партия раскуплена коллекционерами, многие из которых не поленились прилететь на церемонию прощания с "жуком", хотя Last Edition можно купить и в Европе - например, в Германии за $14 900, а в Великобритании за $16 000.

На самом деле прощаться с "жуком" рано. Благодаря коллекционерам да и просто любителям в Европе и США уже давно создана огромная сеть мелких предприятий и мастерских, выпускающих абсолютно все комплектующие Beetle - штатные и тюнинговые, для модификаций 1990 г. и для модификаций 1939-го. Собрать из них абсолютно новый Beetle - проблема лишь времени и денег, а и того и другого настоящие любители этой машины не жалеют.

Так что завершение производства в Мексике - не конец Beetle. Он же бессмертен.

Источник: Ведомости