05.08.2003

Авиаиндустрия пошла на поправку. После спада эпидемии SARS и войны в Ираке



Мировая индустрия авиаперевозок, потери которой от последствий войны в Ираке и эпидемии атипичной пневмонии (SARS) оцениваются в $6,5 млрд, постепенно оправляется от последствий кризиса. Об этом свидетельствуют результаты исследования, проведенного экспертами Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA). По данным IATA, количество пассажиров, перевезенных мировыми авиакомпаниями в июне, снизилось на 11,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Несмотря на продолжающийся спад, эксперты ассоциации (в нее входят 280 авиакомпаний, которые обеспечивают более 98% всех пассажирских мировых авиаперевозок) , отмечают явный прогресс по сравнению с маем, когда последствия SARS ощущались наиболее остро. Снижение объемов пассажирских авиаперевозок тогда составило 21% , а в эпицентре эпидемии - странах Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) - около 45%.

Одновременно IATA снизила свои прогнозы финансового ущерба мировой авиаиндустрии, нанесенной SARS. В конце июня эксперты ассоциации оценивали потери мировой авиаиндустрии от войны в Ираке и SARS в $10 млрд. Однако, по словам генерального директора IATA Джованни Бисиньяни, последствия иракского конфликта оказались не столь существенными, как предполагалось. Это позволило IATA снизить свою оценку ущерба до $6,5 млрд. Из них $4 млрд приходится на потери в связи с SARS, из которых половина - убытки авиакомпаний АТР.

"В июне авиаиндустрия преодолела критическую точку, - заявил Бисиньяни. - Несмотря на то что мы по-прежнему ниже прошлогоднего уровня, пассажиры возвращаются".

Не все авиакомпании в полной мере разделяют оптимизм IATA. "Спрос на авиаперелеты хотя и восстанавливается, остается непредсказуемым", - заявил председатель правления British Airways лорд Маршалл.

Оценки экспертов IATA показывают, что самые большие трудности с восстановлением пассажиропотока по-прежнему испытывают авиакомпании АТР. В целом пассажирский трафик местных авиаперевозчиков в июне упал на 35,8% к аналогичному периоду прошлого года (аналогичный показатель у североамериканских авиакомпаний в июне снизился только на 12,4% ). Однако это значительно лучше показателей мая, когда падение составило 50,8%.

На прошлой неделе одна из наиболее благополучных авиакомпаний мира Singapore Airlines объявила о беспрецедентных убытках во II квартале 2003 г. - $177,8 млн. Как ожидается, гонконгская Cathay Pacific Airways в конце этой недели также объявит о рекордных квартальных убытках из-за последствий SARS.

И все же IATA не теряет оптимизма. По ее прогнозам, в ближайшее время объемы авиаперевозок в регионе достигнут докризисного (до начала эпидемии SARS) уровня, а большинство авиаперевозчиков АТР вернутся к рентабельности в 2004 г.

Германская Lufthansa, похоже, разделяет этот оптимизм и уже увеличивает число рейсов в страны АТР. Как говорится во вчерашнем пресс-релизе компании, число перелетов из Франкфурта в Пекин с 28 июля уже выросло на 40%. "Азия - наиболее важный рынок будущего для бизнеса и привлекательное направление для туризма. Спрос на азиатском направлении снова растет", - заявил вице-президент Lufthansa German Airlines Тьерри Антинори.

Бисиньяни из IATA предупреждает: несмотря на признаки выздоровления отрасли, норма прибыли авиакомпаний в расчете на перевезенного пассажира еще долго не вернется на докризисный уровень. Представители British Airways также выражают озабоченность. "Авиационная индустрия сейчас подвергается самому серьезному испытанию за всю свою историю. Из-за последствий SARS, войны в Ираке и продолжающейся слабости [мировой] экономики финансовое положение [авиакомпаний] остается в высшей степени напряженным", - заявил гендиректор British Airways Род Эддингтон. (WSJ, 4. 08. 2003, Владимир Волков)

Источник: Ведомости
42