05.08.2003

"МегаФон" заплатит абонентам



Московский сотовый оператор "МегаФон" ввел радикально новый тарифный план "О'Лайт", который предполагает, что абоненты будут получать доплату за некоторые виды звонков. Правда, размер бонуса невелик - $0,01. Аналитики полны скепсиса: раз "МегаФон" готов даже приплачивать своим московским абонентам, значит, у него явные трудности с наращиванием абонентской базы. Стартовый комплект "О'Лайт" стоит 150 руб. , при этом на счет абонента кладется $5. Стоимость исходящих звонков на федеральные номера всех московских мобильных сетей составит $0,03 за минуту разговора, все входящие звонки бесплатны или оплачиваются оператором в размере $0,01, если их длительность превышает 1 минуту. Вызовы с обычных телефонов на "МегаФон" стоят $0,23 (все цены указаны с НДС). Кроме того, тариф предусматривает единую стоимость звонков на номера Москвы, Московской области, в любой город России и за рубеж - $0,19 за минуту разговора.

Новые комплекты "О'Лайт" поступают в продажу сегодня. Их отличие от других тарифов - денежный бонус за разговор. Это первый в России случай, когда сотовый оператор собрался приплачивать своему абоненту. В западных странах, например в Италии, это достаточно распространенный маркетинговый прием.

"Любые входящие звонки с федеральных номеров всех московских мобильных сетей для абонентов "О'Лайт" бесплатны. А если разговор продлится больше минуты, абонент "МегаФона" получит на свой счет бонус $0,01 за каждый звонок", - говорит гендиректор московской сети "МегаФон" Леонид Денисов. По его данным, сейчас в московском регионе федеральными номерами пользуются не менее 7 млн абонентов "Мобильных ТелеСистем" (МТС) , "ВымпелКома", "Московской сотовой связи" (МСС) и самого "МегаФона".

Аналитики отмечают, что нововведение очень необычно для рынка и поэтому может привлечь в сеть "МегаФона" довольно много новых абонентов. Впрочем, эффект может оказаться недолговечным - из-за недостаточно хорошего покрытия территории столицы и области сетью этого оператора.

"Новый тариф получился весьма привлекательным для потребителя и, без сомнения, привлечет дополнительных абонентов", - говорит аналитик ACM-Consulting Александр Шатиков. "Это действительно тариф нового качества, но в то же время это признак растерянности "МегаФона", пришедшего последним на московский рынок. Для него сейчас абонентская база важнее, чем выручка", - полагает старший аналитик "Телеком-Эксперта" Михаил Ратынский. Пока "МегаФон" занимает чуть более 5% московского рынка среди GSM-операторов. Он сейчас обслуживает примерно 502 000 абонентов, тогда как "ВымпелКом" - 4,7 млн, а МТС - 4,3 млн.

В "ВымпелКоме" считают, что новый тариф "МегаФона" - это всего лишь хороший рекламный трюк и предложенный бонус не приведет к ощутимым для него затратам. По мнению специалиста по связям с общественностью "ВымпелКома" Артема Минаева, бонусов коснется совсем небольшая доля трафика "МегаФона", так как подавляющее количество разговоров в сотовых сетях длится меньше минуты.

В то же время Ратынский из "Телеком-Эксперта" не уверен, что в итоге "МегаФон" много выиграет. "Поначалу тариф может привлечь новых абонентов, однако некачественная зона покрытия в Москве и области в конечном итоге вызовет их обратный отток", - считает он. У "МегаФона" в московском регионе работает примерно 700 базовых станций, тогда как у его конкурентов - более чем 2000 на каждого. Чтобы сократить разрыв, "МегаФону" потребуется года два, считает Ратынский.

Конкуренты "МегаФона" указывают еще на одно обстоятельство, которое может существенно ограничить спрос на "О'Лайт". "Стоимость звонков у "МегаФона" действительно невысокая. Но у prepaid-тарифов этого оператора жесткие сроки платежей - абонент обязан тратить порядка $10 в месяц. Наши абоненты могут тратить меньше, ведь у нас нет временных ограничений", - говорит Артем Минаев из "ВымпелКома". Такого же мнения придерживаются и в МТС. "У нас абонент может тратить ровно столько, сколько считает нужным. Мы снижаем цены и строим наши тарифные планы так, чтобы абоненту было удобно ими пользоваться, а не хотим, чтобы они все время смотрели на часы и подсчитывали центы", - говорит директор МТС по внешним связям Андрей Брагинский.

В самом "МегаФоне" настроены воинственно и ждут от нового тарифа не только притока абонентов, но и увеличения выручки. По словам советника гендиректора московского "МегаФона" Романа Проколова, оператор ожидает прироста доходов за счет роста активности абонентов при звонках на дальние дистанции. Речь идет о том, что кроме бонусов "МегаФон" сделал единый тариф для междугородных и международных звонков ценою $0,19 за минуту. Такой демпинг стал возможен благодаря использованию технологии IP-телефонии.

Источник: Ведомости