12.08.2003

ЕС защищает географическое происхождение своих товаров



Страны Европейского союза решили защитить свои географические корни. Здесь готовится список известных продовольственных брендов, в основе которых лежит географическое название. Новое соглашение может взорвать существующий порядок защиты авторских прав на торговые марки. Именно поэтому главным противником новой инициативы ЕС являются США. Которые сделают все возможное, чтобы провалить ее на предстоящем саммите ВТО.

Новое соглашение европейские законодатели планируют подготовить к 10 сентября, когда в мексиканском городе Канкуне начнется очередной саммит ВТО. В случае его одобрения под защиту международного законодательства попадут такие алкогольные бренды, как Chablis, Champagne и Cognac, названия сыров Gorgonzola и Manchego, а также итальянский бренд "Пармская ветчина". В самом Евросоюзе еще не до конца определились с количеством наименований, требующих защиты. Однако все разногласия планируется урегулировать до 18 августа, на последнем перед саммитом заседании специального комитета ЕС.

"Соглашение (в случае его принятия) грозит ВТО лишь новыми правовыми проблемами, - считает Евгений Ариевич, международный партнер юридической фирмы Baker & McKenzie. - Сегодня в рамках ВТО уже действует соглашение "Аспекты прав интеллектуальной собственности, связанные с торговлей" (TRIPS), регламентирующее среди прочего защиту товарных знаков.

Договор обеспечивает защиту товарному знаку по принципу "первый во времени - первый в праве". Кстати, он отдельно предусматривает дополнительную защиту вин и алкогольных напитков в случае использования в их названии географического наименования места их происхождения. Новая же инициатива Евросоюза ставит под сомнение правомочность использования товарных знаков, давно применяющихся и находящихся под защитой соглашения TRIPS".

В Европе существуют давние традиции лоббирования интересов агросектора и исторически сложившиеся географические ареалы производства тех или иных продовольственных товаров и напитков. В то время как в США сильны традиции защиты товарных знаков, а не наименований мест происхождения товара. В Вашингтоне считают, что под защитой "географических" брендов скрываются завуалированный протекционизм и попытка ввести монополию на названия товаров, давно уже ставших настоящими "дженериками" в сознании потребителей по всему миру, и не намерены играть на руку европейским лоббистам.

В России правовые отношения в этой области регулируются законом о защите товарных знаков. Российское законодательство в ряде ситуаций, как в случае с шампанским и коньяком, даже защищает товарные знаки, в основе которых оказались иностранные географические наименования, если те продолжительное время использовались на территории страны и связываются потребителями с определенным производителем, а не с точкой на карте.

Источник: Финансовые известия