Российские автозаводы переходят на "Евро" по графику МинпромнаукиВчера в распоряжении Ъ оказался проект постановления правительства, устанавливающий сроки введения в России экологических норм для автомобильной техники. Стандарт "Евро-2" планируется законодательно ввести с 2004 года, "Евро-3" – с 2006-го, "Евро-4" – с 2008-го. Несмотря на мрачные прогнозы аналитиков, российские автозаводы отрапортовали о готовности выполнить этот график в части перехода на "Евро-2" и "Евро-3". О соответствии "Евро-4", требующему не просто модернизации существующего оборудования, а технологического прорыва в отечественном автопроме, производители даже не мечтают. Сроки введения экологических стандартов для автотехники были продекларированы еще год назад, когда премьер-министр Михаил Касьянов подписал концепцию развития отечественного автопрома. После этого аналитики предрекали мощное лоббистское сопротивление со стороны российских автозаводов, большая часть продукции которых на тот момент не соответствовала даже "Евро-1". От Союза автопроизводителей России (САР), созданного в январе, ожидали предложений по переносу рекомендованных сроков, а также по смягчению самих стандартов. На соблюдении экологических положений концепции активно настаивал министр промышленности, науки и технологий Илья Клебанов. Вчера в распоряжении Ъ оказался проект постановления, подготовленный его ведомством, законодательно закрепляющий введение в России европейских экологических стандартов для автотранспорта. Документ, который называется "О повышении экологической безопасности автомобильной техники, поступающей на российский рынок", подразделяет всю эту технику на шесть групп по уровню выброса вредных веществ – с "Евро-0" до "Евро-5". На "Евро-2" поставщикам предписано перейти через полгода после официального опубликования этого документа (первоначально предполагалось, что это произойдет 1 января 2004 года), на "Евро-3" – с 1 января 2006 года, на "Евро-4" – с 1 января 2008 года. Для сравнения: в Европе стандарт "Евро-2" действует с 1995 года, "Евро-3" – с 1998-го. Требования "Евро-4" оказались настолько сложны даже для мировых автопроизводителей, что сроки его введения постоянно откладываются. Кроме того, в проекте говорится о необходимости стимулировать спрос на экологически чистую, но заметно подорожавшую технику. К примеру, установка двигателя, соответствующего "Евро-2", на "УАЗ" привела к его удорожанию на $1 тыс. Чтобы покупателям было не очень обидно расставаться с деньгами, предлагается поднять налоги для владельцев экологически вредных транспортных средств. Конкретных мер в документе нет, но, как удалось выяснить Ъ, подразумевается введение специальных увеличивающих коэффициентов к налогу на собственников ТС. На автозаводах не скрывают, что этот пункт – их инициатива. К появлению законопроекта представители отечественного автопрома отнеслись спокойно, а на КамАЗе даже обрадовались. "Стремление нашего правительства перестать травить людей и уничтожать экологию вредными выбросами должно быть подтверждено реальными действиями всех предприятий",– заявил гендиректор КамАЗа Сергей Когогин. Позиция КамАЗа понятна: он потратил на модернизацию двигателей $200 млн – больше, чем все другие заводы, и теперь не хочет проигрывать ценовую конкуренцию технически более слабым производителям. По утверждению господина Когогина, в 2004 году у КамАЗа "не будет никаких проблем с переходом на стандарт 'Евро-2'". Такую же позицию озвучила пресс-секретарь АвтоВАЗа Елена Чернова. По ее словам, двигатели "Евро-2" и "Евро-3" невозможно установить на "классику", но ее "постепенно заменят новые модели". О "Евро-4", по словам госпожи Черновой, говорить пока рано, так как "это слишком отдаленная перспектива". Правда, в "Северсталь-Авто" (управляет Ульяновским автозаводом и Заволжским моторным заводом – ЗМЗ) эту перспективу слишком отдаленной не считают. "Для перехода на 'Евро-4' от производителей потребуется не просто доработать существующие агрегаты, а совершить технологический прорыв,– сообщили Ъ в пресс-службе холдинга.– Вряд ли российским заводам удастся это сделать до 2008 года". ЗМЗ, уже перешедший на выпуск двигателей по стандарту "Евро-2",– крупнейший поставщик для Горьковского автозавода. Поэтому у ГАЗа тоже не должно возникнуть проблем с соблюдением экологических норм. Кроме того, как сообщил Ъ Владимир Торин, начальник управления общественных связей "Руспромавто" (управляет ГАЗом, автобусным холдингом "Русавтобуспром" и рядом других предприятий), ГАЗ уже начал укомплектовывать свои машины двигателями Iveco. А завод "Ярославский дизель" (поставщик агрегатов для автобусов, грузовой и сельхозтехники) покажет на Московском автосалоне свой двигатель, соответствующий "Евро-3". Кроме того, "Ярдизель" ведет совместные разработки с Iveco и Bosch. Источник: КоммерсантЪ |