Конец мультфильма. Гибель двухмерной анимации и другие историиКирилл АЛЕХИН Без лишнего шума и рекламных фанфар в прокат вышел "Синдбад: Легенда семи морей" - полуторачасовая рисованная анимашка ценой 90 миллионов долларов, не собравшая в Америке и половины инвестированных средств. Раздосадованное убытками руководство Dreamworks (которая произвела "Синдбада" на свет) заявило, что студия больше не будет снимать традиционные мультипликационные фильмы, поскольку зритель ими наелся и смотреть перестал. Теперь все ставки - на компьютерную анимацию. "Синдбад" - это размашистая и придурковатая история об известном капитане, его мускулистых матросах и красивой девушке, которая обещалась другому, но отдалась все-таки Синдбаду. Весь балаган плавает по трехмерному морю (оно, в дань моде, нарисовано на компьютере), встречается там с трехмерными монстрами, проходит некоторые вехи "Одиссеи" (в частности, минует остров сирен) и в конце концов сквозь ужасную дыру на краю земли попадает в царство Тартар. Озвучен мультфильм звездами Брэдом Питтом и Кэтрин Зетой-Джонс (чего русский зритель из-за дубляжа не услышит), сопровождается несколькими туалетными шутками вроде зарисовки про "огурчик с яйцами" и представляет собой типичное семейное развлечение, на каких дети не зевают и родители не спят. Штука, однако, в том, что такой вот тип комичных мультфильмов, которыми долгие годы обильно питали публику, неожиданно перестал окупаться. В прокате провалились "Титан после гибели Земли", "Планета сокровищ", "Спирит: повелитель прерий", "Синдбад" и еще немало проектов, казалось, совершенно беспроигрышных, внушив киностудиям беспокойство, граничащее с истерикой. В то же время одним из самых прибыльных фильмов года стал компьютерный "В поисках Немо", обыгрывающий примерно схожую с "Синдбадом" морскую тематику. Тамошние рыбки, весело плещущиеся в красивой трехмерной водице, принесли создателям сотни миллионов долларов, а компанию Disney сподвигли на реорганизацию, каковой с ней никогда не случалось: теперь Disney - маяк и оплот всех мультипликаторов мира - перестанет делать плоские мультики и тоже сконцентрируется на компьютерной анимации. До этого компьютерные сказки для Disney рисовала студия Pixar - она сфабриковала "Игрушечную историю", "Корпорацию монстров", "В поисках Немо" и много чего еще. Начиная с лета больше тысячи мультипликаторов Disney сами рисуют на компьютерах, а в производство запущено сразу восемь полнометражных картин, в числе которых трехмерный Микки-Маус с достоверно покачивающимися ушами и несколько классических сказок. Конкуренты движутся схожими путями. Упомянутая уже Pixar наращивает производственные мощности и готовит несколько крупных проектов. О создании собственного анимационного подразделения сообщила IBM, которая вообще-то торгует компьютерами, а рисованием занялась постольку поскольку. Студия Blue Sky ("Ледниковый период") лепит "Роботов", Dreamworks почти дорисовала "Шрека-2" и т.д. Словом, в ближайшие пару лет нас накроет вал трехмерных картин со смачными компьютерными уродцами, вылупленными глазами, колыхающейся на ветру шерстью (что так поражало в "Корпорации монстров") и разного пошиба спецэффектами, недоступными художникам прошлого. Верность карандашу хранят немногие. В основном это японские мэтры вроде Хаяо Миядзаке, автора "Унесенных призраками" (который про компьютерную анимацию отзывается в том духе, что не бывает плохих методик, а бывают плохие художники, которым нужно не компьютеры на стол ставить, а руки вырывать), и всякие малобюджетные кинообразования, у которых нет денег на дорогую 3D-анимацию. Например, прямо сейчас можно увидеть французских "Детей дождя", исполненных в классической манере. И сделать это крайне желательно: может статься, что это последний полноэкранный мультфильм. Источник: Известия |