27.08.2003

Управляй погодой. Природные катаклизмы повышают спрос на хеджирование погодных рисков



Михаил Оверченко

Второе лето подряд Европу терзают погодные катаклизмы. В прошлом году из берегов выходили реки, а в этом из-за жары на юге Европы горят леса и умирают люди. Компании уже давно страхуются от природных катастроф, но теперь они начали думать и о хеджировании погодных рисков. Торговля погодными фьючерсами появилась в 1997 г. в США в рамках либерализации энергетического сектора. По оценке Министерства энергетики США, в американской экономике, размер которой составляет $10 трлн, производство товаров и услуг на $1 трлн подвержено риску, связанному с изменением погодных условий. В Европе торги фьючерсами на погоду, точнее, на среднюю температуру в Лондоне, Париже и Берлине, первой запустила Лондонская международная биржа финансовых фьючерсов и опционов (LIFFE) в ноябре 2001 г. Сейчас биржи и специализированные брокерские фирмы предлагают клиентам фьючерсы, опционы, облигации, представляющие собой секьюритизированные перестраховочные контракты, и некоторые другие экзотические инструменты - например, привязанные к погодным индексам.

Чтобы повысить продажи мороженого, французская компания Masterfoods France (подразделение американской Mars) придумала оригинальный маркетинговый ход: люди, купившие мороженое с 15 мая по 15 августа, смогут получить обратно деньги, если 31 августа температура воздуха в аэропорте Орли под Парижем превысит 31 градус. Готовя маркетинговую кампанию, Masterfoods думала захеджировать температурный риск. Но, оценив возможные потери на выплаты в 4 - 6% от объема продаж, или 20 - 30 млн евро, компания просто включила их в маркетинговый бюджет, говорит представитель Masterfoods Даниэль Нури. Через несколько дней станет ясно, какое решение обошлось бы ей дороже: сейчас температура под Парижем около 40 градусов.

Погода влияет на финансовые показатели компаний самых разных секторов, прежде всего энергетического. От нее зависит деятельность розничных и туристических фирм, производителей одежды и продуктов питания, фермерских хозяйств и страховщиков. Но "зачастую нужны природные катаклизмы, чтобы люди поняли, что они в большей степени зависят от погоды, чем они думали", - говорит Данкан Уилсон, консультант по погодным рискам Weather Xchange.

По данным недавнего исследования PricewaterhouseCoopers, в течение года по март 2003 г. включительно было заключено 11 756 контрактов на управление погодными рисками; годом ранее этот показатель составил лишь 3937 контрактов. Большинство таких контрактов заключается на Чикагской товарной бирже (CME). Но в середине августа CME в партнерстве с Метеорологической службой Великобритании и Weather Xchange начала разрабатывать фьючерсы и опционы для европейских компаний. Жара, установившаяся в Европе, порождает повышенный спрос на такие инструменты. "Осознание рисков, связанных с климатическими изменениями, существенно возросло в последние два месяца", - отмечает Гектор Фрайтас из франкфуртского отделения Deutsche Bank.

Например, из-за жары АЭС компании Electricite de France (EdF) не могут использовать прогревшуюся воду в реках для охлаждения реакторов. EdF пришлось сократить производство электроэнергии и импортировать ее по высоким ценам, при том что обычно компания ее экспортирует.

Пивовары в жару обычно радостно потирают руки, но в слишком жаркую погоду люди могут переключиться на безалкогольные напитки. А некоторые компании, участвующие в мюнхенском пивном фестивале Oktoberfest, стали с помощью опционов хеджироваться от ливней, которые могут снизить посещаемость популярного двухнедельного праздника. В прошлом году, например, предусмотрительность пивоваров помогла им компенсировать потери. (Использованы материалы DJ. )

Источник: Ведомости