10.09.2003


"Нарзан" хотят сделать общим. Компания "Эффект" оспаривает регистрацию этого товарного знака



Сергей Рыбак

Небольшая петербургская компания ООО "Эффект" через суд добивается отмены регистрации товарного знака "Нарзан". Бизнесмены пытаются доказать, что "Нарзан" является лишь видом минеральной воды, а не одним из старейших российских брэндов. Сегодня московский арбитраж начнет рассмотрение иска "Эффекта" к Роспатенту. Розлив воды под названием "Нарзан" начали в Кисловодске в 1894 г. В 1995 г. российское патентное ведомство выдало права на товарный знак по месту происхождения ОАО "Нарзан". По данным маркетингового агентства GfK, в прошлом году на долю "Нарзана" приходилось около 10% продаж питьевой воды в Москве, на долю крупнейшего конкурента марки - "Боржоми" - около 3%. Товарный знак "Нарзан" принадлежит одноименному ОАО (ранее эта компания называлась "Мосимпекс"). Годовой оборот ОАО "Нарзан" превышает $20 млн.

Как ожидается, сегодня арбитражный суд Москвы начнет рассмотрение иска небольшой питерской компании "Эффект" к российскому патентному ведомству. Как сообщил "Ведомостям" Борис Лобач, представляющий интересы петербуржцев, в ходе процесса компания постарается убедить судей, что Роспатент неправомерно отказывается аннулировать регистрацию "Нарзана" по наименованию места происхождения.

"Эффект" давно вынашивает планы по выпуску собственного "Нарзана". Для этого в конце 90-х гг. фирма приобрела права на разработку скважины по добыче воды в Карачаево-Черкесии. Выпускаемую минералку уже было собирались назвать "Тибердинский нарзан", рассказывает гендиректор фирмы Александр Шевцов. Однако, по его словам, Роспатент и Торгинспекция запретили его компании выпускать воду под таким названием и даже оштрафовали на 44 000 руб.

В начале года Борис Лобач от имени "Эффекта" подал в Палату по патентным спорам Роспатента требование отменить регистрацию товарного знака "Нарзан" по месту происхождения. Однако Роспатент признал требования петербургских предпринимателей безосновательными, и тогда согласно установленному законом порядку юристы "Эффекта" обратились с иском против Роспатента в арбитраж.

В ходе сегодняшнего заседания компания "Эффект" постарается доказать, что на самом деле нарзан является определенным видом минеральной воды. "Слово "нарзан" нельзя привязывать к одной определенной скважине в Кисловодске. Ведь еще в советское время нарзаном называли воду с определенным химическим составом и минерализацией", - говорит Лобач. В качестве доказательств юрист обещает представить суду образцы бутылок крымского нарзана, розлив которого был налажен еще в советское время.

Иск о признании недействительной регистрации товарного знака "Нарзан" далеко не первый в истории крупнейшего производителя минеральной воды в России. В течение последних пяти лет правильность регистрации пытались оспорить несколько мелких и крупных производителей, например Очаковский пиво-безалкогольный комбинат, выпускавший в свое время напиток под названием "Эльбрусский нарзан". Тогда представители "Очаково" пытались доказать, что выпущенная на комбинате бутылка воды не сходна до степени смешения с традиционным нарзаном, но проиграли. "Очаково" в споре с "Нарзаном" также представлял Лобач.

Юрист Юрий Кононенков, представляющий сторону патентного ведомства, убежден, что Роспатент вновь сумеет доказать свою правоту. "Нарзан" - он и есть "Нарзан", - говорит Кононенков. По его словам, его ведомство уже выиграло все аналогичные процессы и предпосылок для проигрыша нет.

Сергей Зобков, юрист ОАО "Нарзан", которое теоретически может быть привлечено в качестве соответчика по иску, уверен в своей правоте. По его словам, до сих пор "Нарзану" всегда удавалось выигрывать в подобных спорах. Он говорит, что "Нарзан" может разливаться только в Кисловодске и только из специального источника. Так предписывает глава закона о товарных знаках о наименовании происхождения товара. Кроме того, утверждает Зобков, у тибердинской воды гораздо выше уровень содержания соли - около 3,5 г на литр против 1,5 - 2,5 г в традиционном нарзане.

Добиться отмены принципа наименования места происхождения товара до сих пор удавалось только компании "Вимм-Билль-Данн". ВБД сумел убедить апелляционную палату Роспатента, что выпуск "Вологодского масла" регулируется особым ГОСТом, а не законом о товарных знаках. Впрочем, по мнению юриста ВБД Антона Трушина, в случае с "Нарзаном" истцам придется труднее. Ведь в советское время не было налажено широкое промышленное производство нарзана вне региона Минеральных Вод, да и особого ГОСТа на продукт, производимый за пределами Кисловодска, не существовало.

Источник: Ведомости