На "Жигулях" в ЕвросоюзНовые правила торговли автомобилями в станах ЕС, которые окончательно вступят в силу с 1 октября, приведут к тому, что цены на авто в некоторых странах Европы могут упасть за счет снижения дилерской маржи. В России же, где маржа регулируется рынком, цены могут только расти. В Европе автомобили не раскупают Еврокомиссия приняла решение о реформе правил торговли автомобилями в июле 2002 года. Формально они вступили в силу еще с 1 октября прошлого года, но комиссия дала целый год автопроизводителям на перезаключение контрактов с дилерами. Их действие ограничено 2010 годом и территорией стран ЕС. Необходимость новых правил вызвана низким спросом на автомобили на Западе. Чтобы стимулировать продажи, европейцы решили ослабить контроль производителей над дилерами и повысить конкуренцию. Правила приведут цены на автомобили в разных странах - членах ЕС к единому уровню (ранее разница в цене на одну и ту же модель могла достигать 40-50%). В соответствии с решением Еврокомиссии продажа автомобилей теперь может осуществляться в любом месте, включая супермаркеты и Интернет. Это повлияет на стоимость авто, поскольку цены на машину в Европе на 30-40% зависят от того, где она куплена. Кроме того, с 2005 года любой автосалон может открывать свои филиалы в любой стране Евросоюза, что до сих пор было запрещено. Большинство европейских компаний уже перезаключили контракты с дилерами. Дилерская маржа в этих контрактах стала меньше, но она может возрасти, если дилер продает много машин одного производителя. Volkswagen, например, объявил, что основная маржа для европейских дилеров концерна будет составлять 11% вместо прежних 13,5%, но в зависимости от объемов продаж она может вырасти до 20%. Рынок диктует цену и маржу Российские заводы в отличие от западных не устанавливают четкую дилерскую маржу. Как пояснили ГАЗЕТЕ, сейчас тольяттинское предприятие рекомендует минимальные розничные отпускные цены, но не контролирует дилерские накрутки. При росте спроса на автомобили их цена растет, растет и дилерская маржа, и наоборот. Это касается не только дилеров 'АвтоВАЗа', но и ГАЗа и УАЗа. По словам представителя 'АвтоВАЗа', дилерская маржа при продаже автомобиля 'ВАЗ' сейчас составляет около 8% (400-500 долларов с автомобиля). Однако, учитывая объем продаж предприятия из Тольятти (в прошлом году оно выпустило 767 313 машин), эта цифра не так уж мала. К тому же эти 8% дилер зарабатывает только лишь на продаже «голого автомобиля». Сервисное обслуживание, реализация запасных частей приносит дилеру еще около 300-500 долларов, хотя выполнение этих услуг также требует немалых вложений. Другими словами, при стоимости автомобиля в 5 тысяч долларов дилер от продажи авто и оказания дополнительных услуг может получить около тысячи долларов маржи. Для сравнения, дилерская маржа при покупке дешевой иномарки, например Hyundai (самая дешевая модель стоит от 10 тыс. долларов), составляет около 800-900 долларов - то есть столько же, сколько при продаже автомобиля и пакета услуг ВАЗа. Но с сервисного обслуживания дилер Hyundai также получит дополнительную маржу. Будет как в Европе Представители отечественных заводов говорят о том, что сейчас российский рынок не готов регулироваться по тем же схемам, как, например, европейский. Возможно, со временем российские автопроизводители придут к той же схеме работы с дилерами, что и западные компании, но пока это невозможно. Аналитики полагают, что это займет не один год, поскольку сейчас рыночное ценообразование на автомобили довольно эффективно. К тому же, если в Европе регулированием взаимоотношений дилеров, заводов-производителей и покупателей занимается Еврокомиссия, то в России это отдано на откуп самим автопроизводителям. Еще одно отличие российского и европейского рынка легковых автомобилей - это то, что продажи авто в Европе падают уже несколько лет - с 2001 года, рынок находится в кризисной ситуации. В России же спрос на автомобили традиционно подвержен сезонным колебаниям, поэтому жестко ограничивать дилерскую маржу было бы неправильно, считают эксперты. Источник: Газета |