Неразменная "Копейка". Основатель сети супермаркетов собирается выкупить ее у "ЮКОСа"Сергей Канунников Юлия Бушуева Попытка "ЮКОСа" объединить нефтяной бизнес с розничной торговлей оказалась неудачной. Теперь основатель сети супермаркетов "Копейка" Александр Самонов хочет выкупить у нефтяников обратно 50,5% долей розничной сети "Копейка". Самонов считает себя главным претендентом на пакет "ЮКОСа", однако "Копейкой" интересуются и другие инвесторы. Розничная сеть "Копейка" создана в 1998 г. , в нее входит 36 магазинов. Оборот сети в 2002 г. составил $182 млн. В феврале 2002 г. владельцы "Копейки" продали контрольную долю ООО "Фелма" (оператор сети) НК "ЮКОС". В июне 2002 г. было зарегистрировано ООО "Торговый дом "Копейка" с уставным капиталом $88 млн, которому "Фелма" передала свои активы. По данным Московской регистрационной палаты, ЗАО "ЮКОС-М" принадлежит 50,5% , основателю компании Александру Самонову - 29,7% , топ-менеджерам сети Сергею Ломакину и Артему Хачатряну - по 9,9%. Поддавшись всеобщей моде на ритейл, "ЮКОС" задумался об инвестициях в розничную сеть в начале 2001 г. А в январе 2002 г. председатель правления "ЮКОСа" Михаил Ходорковский объявил о покупке "Копейки". Сумма сделки составила примерно $40 млн. Правда, стороны с самого начала по-разному представляли себе перспективы сотрудничества. Самонов утверждал, что "ЮКОС" вложит деньги в развитие национальной сети универсамов из 300 - 400 магазинов. А в нефтяной компании считали, что специалисты "Копейки" будут открывать мини-маркеты на АЗС. Слухи о том, что сотрудничество нефтяников и торговцев не заладилось, появились на рынке еще осенью 2002 г. "Было совершенно очевидно, что у "ЮКОСа" и Самонова "несчастный брак". "ЮКОС" искал сеть с идеей открывать магазины на АЗС - по примеру BP. Но за два года существенного прогресса в этом направлении не было, а развитие самой "Копейки" отставало от конкурентов", - говорит аналитик Объединенной финансовой группы (ОФГ) Алексей Кривошапко. По словам Самонова, 4 августа "ЮКОС" сообщил ему о принципиальном решении продать свою долю в Торговом доме "Копейка" и назвал желаемую цену. В том же месяце предложения от "ЮКОСа" получили еще несколько крупных ритейлоров. Некоторые из них сообщили "Ведомостям" даже сумму - за 50,5% сети им предлагалось заплатить $60 млн, за 100% - уже $120 - 130 млн. Однако официальные представители "ЮКОСа" не подтверждают факт рассылки предложений о продаже доли в "Копейке". Между тем Самонов заявил "Ведомостям", что он согласился на сумму, названную "ЮКОСом" в августе, и ждет ответа на свое предложение к концу недели. "Сейчас мы [миноритарные акционеры "Копейки] нашли финансового инвестора, который согласился профинансировать выкуп, поэтому сами хотим выкупить пакет", - говорит он. Назвать партнера и сумму предложения Самонов отказался. Алексей Кривошапко, считает, что это $60 - 70 млн. А аналитик Альфа-банка Александр Свинов полагает, что сегодня доля "ЮКОСа" может стоить от $90 млн до $115 млн. "Если в 2002 г. "ЮКОС" купил пакет за $44 млн и продает за $60 млн, доходность получается всего 37%. Это очень низкий показатель", - говорит он. По информации, полученной "Ведомостями" из нескольких розничных компаний, возможностью приобрести 50,5% "Копейки" интересуются также "Перекресток", "Интеррос" и "НИКойл". Правда, ни в одной из этих компаний факт переговоров с "ЮКОСом" официально не подтвердили. "Мы слухи не комментируем", - заявили в пресс-службе "Интерроса". В "НИКойле" не смогли прокомментировать этот вопрос, в "Перекрестке" участие в переговорах отрицают. Однако Самонов считает, что у него и его партнеров наилучшие шансы снова стать владельцами "Копейки". "По уставу торгового дома ни один из участников общества не может продать свою долю без единогласного решения, - говорит он. - С юридической точки зрения у "ЮКОСа" существует возможность обойти это требование через реорганизацию ЗАО "ЮКОС-М". Но, на мой взгляд, это будет противоречить достигнутым ранее договоренностям". |