Автобусная пересадка. Мэрии Новосибирска пока не удается организовать сборку автобусов "МАЗ"Дмитрий Сердцев
Организовать сборку автобусов в Новосибирске предложила мэрия во время визита белорусской делегации во главе с гендиректором МАЗа Валентином Гуриновичем весной 2003 г. ОАО "Новосибирский завод имени Коминтерна" подписало в апреле с МАЗом протокол о намерениях. Директор "Коминтерна" Владимир Шеленков говорил о сборке 3 - 5 автобусов до конца года, а в дальнейшем об увеличении производства до 3 - 5 машин в месяц. В мэрии утверждали, что реализация проекта позволит предприятию поставкой автобусов погасить долг в 20 млн руб. перед городским бюджетом. На минувшей неделе пресс-центр мэрии распространил сообщение, что департамент промышленности подготовил программу организации сборочного производства автобусов "МАЗ" на предприятии "Сибэлтрансервис". По данным мэрии, завод Коминтерна не смог за полгода организовать у себя сборку автобусов. Высокопоставленный источник в "Сибэлтрансервисе" подтвердил готовность предприятия взяться за этот проект. По его словам, реализация проекта полностью зависит от мэрии: "Она должна выступить инвестором, выделить 10 млн руб. на приобретение для начала пяти автобусов". На заводе имени Коминтерна были удивлены заявлению мэрии. "Мы не отказывались от своих планов", - говорит главный инженер предприятия Борис Аршинский. "Главный вопрос - кто будет покупать автобусы? Для частных перевозчиков автобус "МАЗ-104" стоимостью 2 млн руб. слишком дорог. Реально заказчиком может быть муниципалитет, но в бюджете Новосибирска на 2003 г. денег на покупку "МАЗов" нашей сборки не предусмотрено. Если мэрия выделит в бюджете на 2004 г. 10 млн руб. на покупку пяти автобусов, то мы сможем в следующем году начать сборку", - говорит Аршинский. По его мнению, проект будет рентабельным лишь при больших объемах производства, а выпуск пяти автобусов в год экономически невыгоден. Директор департамента промышленности мэрии Александр Нестеров говорит, что окончательного решения, кому доверить сборку автобусов, еще не принято. По его словам, условием размещения муниципального заказа на сборку "МАЗов" станет фиксирование цены на уровне не выше, чем у самого Минского автозавода. Он признает, что в городском бюджете на 2003 г. средства на эти цели не предусмотрены, и говорит, что окончательное решение о реализации проекта будет принято до конца года. Аршинский сообщил: "Первые автобусы будут стоить 2 млн руб. , так же как и у самого МАЗа. Дилеры продают их дороже 2 млн руб. ". Руководитель центра общественных связей МАЗа Валентин Лопан заявил, что предприятие регулярно получает предложения организовать сборку автобусов в различных регионах России: "С экономической точки зрения сборка в другом государстве имеет смысл, если между странами существуют таможенные барьеры. Поскольку у нас таких барьеров нет, то целью подобных проектов может быть лишь увеличение занятости на местных заводах". Руководитель управления промышленности мэрии Новосибирска Геннадий Комаров сказал, что сборка пяти автобусов позволит предприятию создать только 15 новых рабочих мест: "Налоги на зарплату останутся в Новосибирске - только в этом пока наша выгода. А по цене вряд ли автобус местной сборки будет дешевле белорусского". Начальник отдела "АСМ-холдинга" Василий Сеин говорит, что, возможно, с точки зрения создания новых рабочих мест, загрузки свободных площадей местных предприятий этот проект какие-то задачи и решит, но все-таки планируемый объем производства (пять автобусов) слишком мал, чтобы оправдать затраты. НЕ "МАЗОМ" ЕДИНЫМ: В 2003 г. мэрия потратила на покупку городских автобусов около 34 млн руб. - в среднем один автобус обходился горбюджету в 2,2 млн руб. По словам заместителя начальника управления пассажирских перевозок мэрии Игоря Синельникова, "МАЗы" хотя и дороже российских и украинских автобусов (1,6 - 1,8 млн руб. ) , но в расчете на километр пробега намного эффективнее. В мэрии не исключают возможности приобретения и львовских или ликинских автобусов: "Мы заинтересовались проектом правительственной программы "Новый автобус", которая будет реализовываться в основном на базе продукции компании "Руспромавто" ( "ЛиАЗы"). Речь идет о приобретении автобусов по лизингу на льготных условиях", - говорит он. По сведениям Синельникова, в Сибири городские автобусы начали выпускать в Омске, но их "Вольво" слишком дорогие - $138 000 (более 4 млн руб. ). |
||