Сибирячки поддержали "Бабий бунт". Водка для женщин нашла своих покупателейАнтон Сарайкин Попытка Новосибирского ликероводочного завода "Каолви" выпустить водку, нацеленную на «нецелевую» женскую аудиторию, удивила своими результатами. Участники рынка скептически отнеслись к этой идее, но результаты продаж вдохновили менеджеров завода - с начала года женская водка заняла 8% в общем объеме выпуска. По данным опроса, проведенного фондом "Общественное мнение" в 2002 г. , из алкогольных напитков водку предпочитают 22% женщин, употребляющих алкоголь, вино выбирают 40% женщин, пиво - 27%. Тогда как среди пьющих мужчин 56% предпочитают водку, 53% - пиво и 22% - вино. Женщин, которые пьют спиртное два-три раза в неделю и чаще, всего 3% , в то время как мужчин - 18%. Никогда не употребляют алкоголь 29% женщин и 13% мужчин. Значительная часть россиянок (41% ) пьет спиртные напитки лишь несколько раз в год. Как рассказал "Ведомостям" генеральный директор "Каолви" Игорь Барбашев, в конце прошлого года компания разработала зонтичный брэнд "Загадки русской души". Для того чтобы расширить свою аудиторию, помимо марок для молодежи ( "Русские горки") и зрелых людей ( "Дело чести") компания выпустила водку для женщин под маркой "Бабий бунт". Начальник отдела продаж "Каолви" Елена Нефедова объяснила это решение так: "Исследования показывают, что до 40% покупок совершают женщины, и мы решили, что этим нужно воспользоваться". "Бабий бунт" позиционируется в верхней строчке среднего ценового сегмента. Участники рынка сомневаются в эффективности этого хода. По мнению Германа Климовского, вице-президента по маркетингу РВВК, при покупке водки женщины, как правило, копируют мужские нормы потребления. "Они не стараются каким-то образом себя идентифицировать с отдельной потребительской группой и не хотят афишировать свой выбор. Если они будут выбирать продукт, четко ориентированный на женщин, тем самым признают, что пьют водку, - а это может быть расценено как социально осуждаемый факт", - уверен Климовский. На Западе существуют узко сегментированные рынки, например рассчитанные на довольно обеспеченную группу сексуальных меньшинств, которые стремятся идентифицировать себя с этой группой при выборе товаров, говорит Климовский. В России, по его словам, эта аудитория, как и женщины, не хочет демонстрировать себя при выборе водки. Директор новосибирского офиса рекламной группы "Мелехов и Филюрин" Александр Филюрин находит название "Бабий бунт" неплохим, но для водки в низкоценовом сегменте. "Судя по мини-опросу среди сотрудниц моего офиса, образованные и обеспеченные женщины предпочитают напитки с более интеллигентным названием", - говорит рекламист. Ему вторит исполнительный директор Петербургского клуба профессионалов алкогольного рынка Максим Черниговский, который сомневается в том, что женщины будут охотно покупать водку именно под такой маркой. "Женщины под словом "баба" себя не ощущают, в отличие от мужчин, которым нравятся продукты "для мужиков", - считает Черниговский. "Вначале мы побаивались такого названия, звучит как-то грубовато, - говорит Нефедова, - но именно оно получило поддержку у фокус-групп, в которых участвовали как женщины, так и мужчины". Сейчас на долю "Бабьего бунта" приходится около 50% продаж среди всех марок зонтичного брэнда «Загадки русской души». Всего же в общем объеме продаж водки "Каолви" "женская" водка составляет 8%. По словам Нефедовой, в последний месяц в Новосибирске продано около 40 000 бутылок "Бабьего бунта". По данным "Бизнес-Аналитики" по итогам первого полугодия 2003 г. , доля водки "Бабьего бунта" в общем объеме продаж водки в Новосибирске в натуральном выражении составила 0,28%. |