24.09.2003

Statoil сложил главу



Светлана Бороздина

Глава норвежского госконцерна Statoil подал в отставку из-за обвинений в даче взяток чиновникам. Причем не норвежским, а иранским.

Концерн Statoil основан в 1972 году. Входит в тройку крупнейших мировых экспортеров нефти. Statoil является собственником одного из крупнейших подводных нефтегазопроводов, танкерного флота, двух заводов по переработке нефти в Дании и Швеции, а также двух заводов по производству смазочных материалов в Швеции и Норвегии и 50% акций химической компании Borealis. Statoil реализует нефтепродукты и услуги через крупнейшую в Северной Европе сеть из 2100 АЗС.

Исполнительный директор Statoil Олаф Фьель, как сообщает Assosiated Press, был вынужден уйти после того, как на экстренном заседании совета директоров были обнародованы факты подкупа. Statoil заключила контракт с иранской консультационной фирмой Horton Investment. Как оказалось, под видом выплат консультантам выплачивались взятки иранским чиновникам, при помощи которых Statoil рассчитывала получить преференции при работе в Иране, в частности, контракт на освоение нескольких месторождений.
После того как всплыли детали соглашения, Олаф Фьель сделал все возможное, чтобы замять скандал.
Контракт с Horton Investment был немедленно разорван, а глава департамента, отвечавшего за разработку зарубежных месторождений, Ричард Хаббард подал в отставку.

16 сентября по вопросу об иранском контракте состоялось заседание совета директоров. На нем было принято решение не увольнять Фьеля с его поста, хотя в отставку подал еще и председатель совета директоров Statoil Лейф Терье Лоддесойл. Руководство компании посчитало, что доверие инвесторов (у которых Фьель пользуется большим уважением) важнее, чем имидж компании. Но просчиталось.

Коррупционный скандал не остался без внимания государства, которому принадлежит 82% акций компании. В конце прошлой недели штаб-квартиру Statoil в Ставангере посетили сотрудники отдела по борьбе с экономическими преступлениями норвежской полиции, которых интересовали детали сомнительного контракта. А министр нефтедобычи и энергетики Норвегии Эйнар Стеенснес отметил, что поддерживает совет директоров Statoil в его негативной оценке иранской стратегии концерна.

Уже после того как отставка председателя совета директоров была принята, профсоюзы нефтяников, которые имеют в Норвегии больший вес, чем того хотелось бы руководству компании, выразили недовольство тем, что куда более виноватый Олаф Фьель до сих пор пребывает на своем посту. Требования профсоюзов были удовлетворены: пресс-служба Statoil распространила заявление, в котором выражала надежду, что отставка Фьеля нормализует взрывоопасную ситуацию.

Сам Олаф Фьель также заявил прессе, что его отставка – лучшее решение в данной ситуации. Тем более что компания положила ему недурное выходное пособие: Фьель получит компенсацию в размере зарплаты за два года, а также будет получать полное пенсионное обеспечение по достижении 60 лет.

Опрошенные «Газетой.Ru» аналитики, впрочем, говорят, что скандал, который щепетильные норвежцы уже окрестили «ирангейтом», мало отразится как на деятельности самой Statoil, так и на ее возможном сотрудничестве с российскими компаниями (сейчас концерн ведет переговоры с «Газпромом» о возможном участии в освоении Штокмановского месторождения).
«В нефтяном сообществе относятся с пониманием к даче взяток», – говорит старший аналитик ИФК "Метрополь" Евгений Сацков, – потому что вся деятельность нефтяных компаний завязана на получении лицензий. Не подмажешь – не поедешь. Особенно это актуально, когда компания ведет бизнес в странах третьего мира».

Аналитики обращают внимание на то, что только в одной стране к взяткам относятся по-настоящему сурово – в США. Но это не мешает и американским компаниям использовать различные схемы поощрения вроде той, к которой прибегла Statoil.

Стоит вспомнить скандал, в который оказалась втянута в 2000 году американская нефтяная компания Chevron, ведущая разработку Тенгизского нефтяного месторождения в Казахстане. Сhevron, как оказалось, платила около 7 центов с каждой тонны добытой на Тенгизе нефти советнику казахского президента по вопросам привлечения инвестиций в нефтегазовый комплекс Казахстана Джеймсу Гиффену, владельцу консалтинговой компанией Merсator.

Сделает ли сделает норвежское правительство из скандала со Statoil более глубокие выводы, чем увольнения топ-менеджеров, пока неясно. А вот в Америке уже пересматривается отношение к бизнесу национальных компаний в развивающихся странах. Поощрять коррупцию там, по крайней мере на словах, правительство США не намерено. А это может означать, что и в Россию американские инвесторы пойдут теперь с меньшей охотой.

Временным руководителем концерна Statoil назначена финансовый директор Инге Кетил Хансен.

Источник: Газета.RU