Магазины мельчают. Зато их будет очень многоСергей Канунников Елена Виноградова Юрий Лужков сделал вчера громкое заявление о перспективах столичной розницы. Градоначальник пообещал, что до конца 2004 г. в Москве появится 800 торговых точек формата "магазин рядом с домом". Этот формат в столице развивается сейчас самыми быстрыми темпами: для классических супермаркетов попросту не осталось помещений. Судя по словам мэра, переданным агентством "Интерфакс", уже к концу будущего года столицу заполонят недорогие гастрономы, расположенные "в непосредственной близости от жилья". Информированный сотрудник мэрии Москвы пояснил "Ведомостям", что имел в виду градоначальник. По его словам, в скором времени на рассмотрение столичного правительства будет вынесен проект постановления о развитии сети "магазинов у дома" в Южном административном округе. НИПИ Генплана совместно с префектурами сейчас подбирает участки для размещения небольших магазинов в радиусе 300 - 500 м от жилых домов. В Южном округе, с которого начнется реализация программы, до 2006 г. должно появиться 160 - 170 таких магазинов, а 800 магазинов - это цифра в целом по городу. По словам собеседника "Ведомостей", предполагается, что магазины будут "социально ориентированы", т. е. в них будет предложен набор самых необходимых в повседневной жизни продуктов по невысоким ценам. Компании - участники программы будут отбираться на конкурсе. Между тем большинство столичных ритейлоров развивают формат "магазин у дома" без всяких подсказок из мэрии. Именно так позиционируют свои супермаркеты сети "Петровские" и Spar, недавно "Седьмой континент" запустил такие магазины под вывеской "Семь шагов", а "Перекресток" открыл первый "магазин у дома" под вывеской "Рядом". Основная причина интереса к этому формату - дефицит помещений площадью от 800 до 2500 кв. м, подходящих под супермаркеты. По разным оценкам, из 200 - 250 таких магазинов, построенных еще во времена СССР, сетевыми операторами уже освоено более 80% , а остальные их не привлекают. По оценке директора по маркетингу сети "Петровские" Олега Гвоздика, сейчас магазинов, соответствующих критериям "магазина у дома", в Москве не менее 1500, на них приходится до 30% товарооборота городской "цивилизованной" продовольственной розницы. "Генпланы 60-х гг. предусматривали в каждом районе строительство как минимум одного магазина площадью 1500 кв. м. Видимо, сейчас "магазинами у дома" власти пытаются обустроить районы новостроек, не попавшие в генпланы", - говорит вице-президент "Пятерочки" Феликс Стетой. Директор другой сети считает, что планы Лужкова малореализуемы. "Цифра 800 реальна. Но если все они вдруг откроются, на каждые 400 - 500 м будет по 3 - 4 магазина, предоставляющих одинаковую услугу. Кроме того, помещений для таких магазинов в Москве всего 200 - 250. И к концу 2004 г. они закончатся", - говорит он. По мнению Георгия Трефилова, президента холдинга "Марта" (сеть Spar) , идея развивать в Москве "магазины у дома" интересна. "В Европе "магазинами у дома" называется практически все: и лавки по 100 кв. м, и супермаркеты по 1500 кв. м, кроме загородных гипермаркетов, - говорит он. - Но в Москве реализовать этот проект за полтора года вряд ли возможно. Операторам придется брать плохо стоящие точки по 100 - 200 кв. м, да и где взять менеджерский ресурс? |