Через 30 лет из столичных магазинов исчезнут продавцыНаталья ГРАНИНА В четверг в Экспоцентре на Международной выставке торгового оборудования всем желающим продемонстрировали "Магазин будущего". Пока виртуальный. Но, как обещают организаторы выставки, лет через 20-30 в супермаркетах не останется ни одного продавца. Их заменят электронные чудо-машины. А для покупателей прогулка по торговому залу превратится в увлекательное кибер-путешествие. Пока такой магазин существует лишь в немецком городке Райнберг. Со всего мира перенимать международный опыт туда едут толпы экскурсантов. Хозяевам пришлось даже выделить экскурсовода, который с утра до вечера водит гостей по залу и объясняет предназначение технических новинок. На входе каждому покупателю торжественно вручается тележка с мини-телевизором. Немцы любовно называют ее "головой". Устройство жутко умное, а потому не дешевое - $1000 за штуку. Весь магазин усеян электронными датчиками, которые подсказывают "голове", в каком месте находится телега с покупателями. Проезжаете мимо кондитерского отдела, электронный помощник тут же сигнализирует, что неплохо бы купить тортик к чаю, и подскажет, на какой сорт бисквита сегодня скидки. Постоянные клиенты имеют карточку. Чтобы ее получить, необходимо заполнить вопросник. Указали в анкете, что являетесь вегетарианцем или у вас аллергия на яйца, - умная тележка завоет сиреной, если по забывчивости возьмете с полки "вредный" товар. Как только продукты оказались в корзине, "голова" тут же вносит их в список и подсчитывает расходы. На подходе к кассе машинка легко отсоединяется и попадает в руки контролеру. Поскольку все товары уже отсканированы, расчет производится за считанные секунды. Каждый отдел супермаркета оборудован информационным киоском. Стоит только поднести к нему любой продукт, например, бутылку вина, как компьютер мгновенно выдает полную характеристику - где рос виноград, какие погодные условия были в том году, с каким сортом сыра сочетается и есть ли этот сорт в магазине. А если нажать кнопку "Рецепты", на дисплее появятся несколько способов приготовления блюд с этим вином. Еще всем посетителям очень нравятся "Интеллектуальные весы". Берете картошку, кладете на поддон. Наверху аппарата специальная видеокамера, которая передает изображение в "мозг". После того, как программа идентифицировала овощ, распечатывается ценник. А в отделе промтоваров стоят специальные кабинки. Заходишь в такую, и робот, идентифицировав твой размер, поможет выбрать брюки или свитер. - В Москве чудо-новинок еще нет, - говорит генеральный директор "Бизнес менеджмент системс" Леван Татунашвили. - Пока это невыгодно. Но во многом мешает и наше законодательство. Например, распространенные на Западе электронные ценники у нас могут вызвать массу осложнений с налоговой инспекцией. Правда, по мнению Сергея Моисеева, генерального директора компании "Интерфуд" - поставщика торгового оборудования, в России магазины полного самообслуживания будут приживаться с трудом. - В Новосибирске хозяева попытались создать современный технологичный супермаркет, - рассказывает Сергей. - Но если старый магазин у покупателей пользовался популярностью, то в переоборудованный они просто перестали ходить. Люди боятся оставаться один на один с роботом, им необходимо живое общение. В итоге хозяйке пришлось заново нанимать штат продавцов. И все же, по прогнозам экспертов, лет через 20-30 покупателям придется идти в ногу с техническим прогрессом. Столичные торговые сети сейчас развиваются семимильными шагами. То, что на Западе приживалось десятилетиями, мы осваиваем в четыре раза быстрее. Если еще в 90-х годах штрих-коды на товарах казались почти фантастикой и стоили очень дорого, сейчас их можно встретить даже в киоске. - Для Москвы ориентиром становятся иностранные компании, - развивает тему Леван Татунашвили. - В немецком "Метро", французском "Ашане" пытаются внедрять последние электронные новинки. И клиентам нравится. Причем туда приезжают не какие-нибудь кибер-мальчики, а типичные буржуа. Так что отечественные коммерсанты вынуждены подтягиваться за конкурентами. Источник: Известия |