Михаил Касьянов лишил Китай русской нефтиВчера председатель правительства России Михаил Касьянов завершил свой официальный визит в Китай. Последнее, что он увидел в этой стране, Национальный космический центр. Однако не сотрудничество в космосе было центральной темой переговоров в Пекине. Копья ломались вокруг нефтепровода АнгарскДацин. Китайскому правительству, а заодно и ЮКОСу дали понять, что строить трубопровод будут долго. Михаил Касьянов улетал из Пекина довольный итогами переговоров с китайцами. По его мнению, самый важный результат это то, что "достигнута ясность": "Китай получил наше разъяснение по многим волновавшим его вопросам". Главный же волновавший китайцев вопрос это, безусловно, нефтепровод на Дацин. То, что сроки его строительства сдвигаются и в 2005 году российская нефть по новой трубе в Китай не потечет, было ясно еще до приезда российского премьера. Но в Пекине Михаилу Касьянову удалось все же разрядить обстановку. Во-первых, он объяснил причины задержки. Во-вторых, сделал китайцам предложение, от которого они не смогли отказаться. Проект задерживается по двум причинам. Первая это экологическая небезопасность обеих трасс нефтепровода, обходящих Байкал с севера и с юга. "Экологи говорят нам, что если трубу прорвет, то нефть выльется в Байкал уже через пять часов после прорыва и никакая ремонтная бригада за это время даже подъехать не успеет", поделился опасениями с корреспондентом Ъ источник в российской делегации. Чтобы учесть замечания экологов, нужно как минимум три-четыре месяца. Еще столько же времени уйдет на рассмотрение уже исправленных документов в правительстве. Так что готовое ТЭО проекта появится не ранее августа 2004 года. Строительство займет еще два-три года, так что нефть из России смогут качать в Китай не ранее 2007 года. Но это еще не все трудности. В российском правительстве, оказывается, до сих пор не могут определиться, какой из двух маршрутов трубопровода лучше южный или северный. "Хотя северный маршрут (на Находку.Ъ) лучше укладывается в логику энергетической стратегии и находится в русле стратегического стремления России развивать Восточную Сибирь", подчеркнул правительственный источник. Вторая причина задержки необеспеченность трубопровода ресурсами. И если в российском правительстве сочтут, что ресурсов недостаточно, то строительство вообще может быть отложено лет на десять. В российской делегации, конечно, говорили о том, что у компании ЮКОС, вероятно, нефти для поставок в Китай хватит (во всяком случае, в самой компании, как известно, в этом не сомневаются). Но высказывали недовольство тем, что на Находку ЮКОС нефть давать не хочет. "В любом случае для серьезного экономического проекта этих ресурсов недостаточно нужно проводить серьезную доразведку месторождений Восточной Сибири, а это займет шесть-восемь лет", настаивают в окружении премьера. Из этих откровений неопровержимо следует, что премьер уже фактически принял решение о судьбе злополучного нефтепровода. Во-первых, все нефтекомпании будут стимулировать для выполнения стратегической задачи освоения Восточной Сибири. Во-вторых, что особенно неприятно для Михаила Ходорковского, правительство собирается не допустить того, чтобы ЮКОС монопольно владел китайской трубой (речь, естественно, идет не о правах собственности, а о фактическом контроле над трубой). В результате придется искать еще нескольких желающих продавать нефть Китаю. Но для начала эту нефть надо еще найти. "А пока по большому счету нам нечего поставлять ни в Китай, ни в Японию (китайская труба должна строиться как ответвление нефтепровода на Находку.Ъ) это станет по-настоящему возможным только после начала реального освоения Восточной Сибири", поставил точку источник Ъ. Однако столь жесткая позиция Москвы, если верить членам российской делегации, не отбила охоту у китайцев к восточносибирской нефти. "Китайцы согласны подождать, тем более что мы пригласили их компании поучаствовать в разведке Восточной Сибири", усмехнулся собеседник Ъ. Михаил Касьянов обсудил с китайцами и ряд других тем. Прежде всего российская сторона настаивала на диверсификации своего экспорта в Китай, так как заинтересована в том, чтобы поставлять в Китай больше машинотехнической продукции: гражданских самолетов, энергетического оборудования. Для стимулирования этого процесса российское правительство готово предоставлять экспортные кредиты. В частности, тем предприятиям, которые будут участвовать в строительстве второй очереди Тяньваньской АЭС. Если, конечно, Россия победит в тендере, который еще даже не объявлен. Газовая тематика, в отличие от нефтяной, на этот раз в Пекине не обсуждалась она будет обсуждаться сегодня в Москве на заседании правительства. Перед отлетом из Пекина Михаил Касьянов еще раз подтвердил, что выступает за то, чтобы газовая реформа "уже начала двигаться, а независимые производители получили бы равные права по доступу к газовой трубе и смогли быть вовлечены в общий газовый баланс". Три источника энергии для Китая Газ В ходе переговоров с китайскими коллегами Михаил Касьянов не стал обсуждать развитие Ковыктинского газоконденсатного месторождения. Возможно, в КНР считают, что стоит договариваться с BP, совладельцем BP-ТНК – хозяина "Русиа Петролеум". В BP, впрочем, и ранее говорили, что вопрос со стратегией относительно Ковыкты будет решен не ранее, чем произойдет создание BP-ТНК. Для "Газпрома" "газовая часть" визита премьера в Пекин оказалась вполне удачной. Зампредправления компании Александр Ананенков объявил приоритетом работы компании в Китае проект Восток–Запад: по данным Ъ, в ходе визита "Газпрому" были сделаны предложения не только продолжать работу по проекту строительства совместно с CNPC, Shell и ExxonMobil трубопровода из Таримского бассейна, но и разрабатывать там месторождения в режиме СРП в партнерстве с компаниями PetroChina и CNPC. Нефть Нефтяники могут быть довольны итогами визита в меньшей степени. Фактически Китай продемонстрировал, что его в минимальной степени интересуют российские споры вокруг маршрута будущего нефтепровода Ангарск–Дацин или Ангарск–Находка: решение вопроса де-факто перенесено на 2004 год. "Мы удовлетворены тем, что в официальных документах по итогам визита подтверждены ранее достигнутые договоренности по экспортному маршруту из Восточной Сибири в КНР",– заявил Ъ пресс-секретарь ЮКОСа Александр Шадрин. "Подтверждение" – вообще ключевое слово в комментариях нефтяников по итогам визита. Очевидно, понимать его надо как "ни на шаг продвинуться не удалось". Атомная энергетика Больше других удовлетворены итогами переговоров машиностроительные компании и атомщики: Михаил Касьянов привез им из Пекина надежду на новые заказы. Вопрос о строительстве второй очереди Тяньваньской АЭС окончательно будет решен не ранее весны 2004 года, когда будет запущен первый энергоблок АЭС. На первом этапе строительства АЭС российские компании, в том числе концерн ТВЭЛ и ОМЗ, уже заработали: объем заказов в России по этому проекту составил, по словам премьера, более $3 млрд. Особенно важно, что Михаил Касьянов обещал предоставить кредит КНР на вторую очередь Тяньваньской АЭС: госкредиты со стороны РФ станут основным фактором в получении этого заказа. АЛЕНА Ъ-КОРНЫШЕВА, Пекин Источник: КоммерсантЪ |