26.09.2003

Михаил Касьянов лишил Китай русской нефти



Вчера председатель правительства России Михаил Касьянов завершил свой официальный визит в Китай. Последнее, что он увидел в этой стране,– Национальный космический центр. Однако не сотрудничество в космосе было центральной темой переговоров в Пекине. Копья ломались вокруг нефтепровода Ангарск–Дацин. Китайскому правительству, а заодно и ЮКОСу дали понять, что строить трубопровод будут долго.

       Михаил Касьянов улетал из Пекина довольный итогами переговоров с китайцами. По его мнению, самый важный результат – это то, что "достигнута ясность": "Китай получил наше разъяснение по многим волновавшим его вопросам". Главный же волновавший китайцев вопрос – это, безусловно, нефтепровод на Дацин. То, что сроки его строительства сдвигаются и в 2005 году российская нефть по новой трубе в Китай не потечет, было ясно еще до приезда российского премьера. Но в Пекине Михаилу Касьянову удалось все же разрядить обстановку. Во-первых, он объяснил причины задержки. Во-вторых, сделал китайцам предложение, от которого они не смогли отказаться.

       Проект задерживается по двум причинам. Первая – это экологическая небезопасность обеих трасс нефтепровода, обходящих Байкал с севера и с юга. "Экологи говорят нам, что если трубу прорвет, то нефть выльется в Байкал уже через пять часов после прорыва и никакая ремонтная бригада за это время даже подъехать не успеет",– поделился опасениями с корреспондентом Ъ источник в российской делегации. Чтобы учесть замечания экологов, нужно как минимум три-четыре месяца. Еще столько же времени уйдет на рассмотрение уже исправленных документов в правительстве. Так что готовое ТЭО проекта появится не ранее августа 2004 года. Строительство займет еще два-три года, так что нефть из России смогут качать в Китай не ранее 2007 года.

       Но это еще не все трудности. В российском правительстве, оказывается, до сих пор не могут определиться, какой из двух маршрутов трубопровода лучше – южный или северный. "Хотя северный маршрут (на Находку.–Ъ) лучше укладывается в логику энергетической стратегии и находится в русле стратегического стремления России развивать Восточную Сибирь",– подчеркнул правительственный источник.

       Вторая причина задержки – необеспеченность трубопровода ресурсами. И если в российском правительстве сочтут, что ресурсов недостаточно, то строительство вообще может быть отложено лет на десять. В российской делегации, конечно, говорили о том, что у компании ЮКОС, вероятно, нефти для поставок в Китай хватит (во всяком случае, в самой компании, как известно, в этом не сомневаются). Но высказывали недовольство тем, что на Находку ЮКОС нефть давать не хочет. "В любом случае для серьезного экономического проекта этих ресурсов недостаточно – нужно проводить серьезную доразведку месторождений Восточной Сибири, а это займет шесть-восемь лет",– настаивают в окружении премьера.

       Из этих откровений неопровержимо следует, что премьер уже фактически принял решение о судьбе злополучного нефтепровода. Во-первых, все нефтекомпании будут стимулировать для выполнения стратегической задачи – освоения Восточной Сибири. Во-вторых, что особенно неприятно для Михаила Ходорковского, правительство собирается не допустить того, чтобы ЮКОС монопольно владел китайской трубой (речь, естественно, идет не о правах собственности, а о фактическом контроле над трубой).

       В результате придется искать еще нескольких желающих продавать нефть Китаю. Но для начала эту нефть надо еще найти. "А пока по большому счету нам нечего поставлять ни в Китай, ни в Японию (китайская труба должна строиться как ответвление нефтепровода на Находку.–Ъ) – это станет по-настоящему возможным только после начала реального освоения Восточной Сибири",– поставил точку источник Ъ.

       Однако столь жесткая позиция Москвы, если верить членам российской делегации, не отбила охоту у китайцев к восточносибирской нефти. "Китайцы согласны подождать, тем более что мы пригласили их компании поучаствовать в разведке Восточной Сибири",– усмехнулся собеседник Ъ.

       Михаил Касьянов обсудил с китайцами и ряд других тем. Прежде всего российская сторона настаивала на диверсификации своего экспорта в Китай, так как заинтересована в том, чтобы поставлять в Китай больше машинотехнической продукции: гражданских самолетов, энергетического оборудования. Для стимулирования этого процесса российское правительство готово предоставлять экспортные кредиты. В частности, тем предприятиям, которые будут участвовать в строительстве второй очереди Тяньваньской АЭС. Если, конечно, Россия победит в тендере, который еще даже не объявлен.

       Газовая тематика, в отличие от нефтяной, на этот раз в Пекине не обсуждалась – она будет обсуждаться сегодня в Москве на заседании правительства. Перед отлетом из Пекина Михаил Касьянов еще раз подтвердил, что выступает за то, чтобы газовая реформа "уже начала двигаться, а независимые производители получили бы равные права по доступу к газовой трубе и смогли быть вовлечены в общий газовый баланс".

    Три источника энергии для Китая

Газ


В ходе переговоров с китайскими коллегами Михаил Касьянов не стал обсуждать развитие Ковыктинского газоконденсатного месторождения. Возможно, в КНР считают, что стоит договариваться с BP, совладельцем BP-ТНК – хозяина "Русиа Петролеум". В BP, впрочем, и ранее говорили, что вопрос со стратегией относительно Ковыкты будет решен не ранее, чем произойдет создание BP-ТНК.

Для "Газпрома" "газовая часть" визита премьера в Пекин оказалась вполне удачной. Зампредправления компании Александр Ананенков объявил приоритетом работы компании в Китае проект Восток–Запад: по данным Ъ, в ходе визита "Газпрому" были сделаны предложения не только продолжать работу по проекту строительства совместно с CNPC, Shell и ExxonMobil трубопровода из Таримского бассейна, но и разрабатывать там месторождения в режиме СРП в партнерстве с компаниями PetroChina и CNPC.

Нефть

Нефтяники могут быть довольны итогами визита в меньшей степени. Фактически Китай продемонстрировал, что его в минимальной степени интересуют российские споры вокруг маршрута будущего нефтепровода Ангарск–Дацин или Ангарск–Находка: решение вопроса де-факто перенесено на 2004 год. "Мы удовлетворены тем, что в официальных документах по итогам визита подтверждены ранее достигнутые договоренности по экспортному маршруту из Восточной Сибири в КНР",– заявил Ъ пресс-секретарь ЮКОСа Александр Шадрин. "Подтверждение" – вообще ключевое слово в комментариях нефтяников по итогам визита. Очевидно, понимать его надо как "ни на шаг продвинуться не удалось".

Атомная энергетика

Больше других удовлетворены итогами переговоров машиностроительные компании и атомщики: Михаил Касьянов привез им из Пекина надежду на новые заказы. Вопрос о строительстве второй очереди Тяньваньской АЭС окончательно будет решен не ранее весны 2004 года, когда будет запущен первый энергоблок АЭС. На первом этапе строительства АЭС российские компании, в том числе концерн ТВЭЛ и ОМЗ, уже заработали: объем заказов в России по этому проекту составил, по словам премьера, более $3 млрд. Особенно важно, что Михаил Касьянов обещал предоставить кредит КНР на вторую очередь Тяньваньской АЭС: госкредиты со стороны РФ станут основным фактором в получении этого заказа.

АЛЕНА Ъ-КОРНЫШЕВА, Пекин


Источник: КоммерсантЪ