01.10.2003

Миллиард долларов в пипл-метрах. Сегодня начнет работу еще одна система подсчета телевизионных рейтингов



Сегодня в Москве начнет работать еще одна система подсчета телевизионных рейтингов. Новую панель по технологии итальянской компании AGB с использованием ее же техники запустила специально для этого созданная российская компания «Телерейтинг». Эта компания может стать реальным конкурентом действующему измерителю телеаудитории TNS/Gallup Media на тендере, в ходе которого в декабре будет названо имя поставщика рейтингов на ближайшие 5 лет.

Телевизионные рейтинги телеканалов показывают, сколько и каких зрителей посмотрело ту или иную программу. Чем зрителей больше, тем выше будет доход от рекламы, размещенной на канале. По прогнозам Российской ассоциации рекламных агентств, в 2003 году основные телеканалы поделят между собой около 1 миллиарда долларов. Именно поэтому каждый телевизионный начальник свой рабочий день начинает с изучения рейтингов.

Начиная с 1998 года и по настоящий момент поставщиком этих магических для телевидения цифр занимается компания TNS/Gallup Media. Чтобы подсчитать зрителей каждого канала, эта компания использует технологию электронного сбора сведений с помощью приборов, называемых пипл-метрами.

В двух словах, суть технологии такова: в нескольких сотнях квартир, отобранных по специальной выборке, устанавливаются специальные пипл-метры, которые регистрируют, кто из членов семьи в какое время смотрел телевизор и какую именно программу. Совокупность этих приборов социологи называют панелью. Дело это недешевое - в мировой практике принято тратить на рейтинги от 1 до 4 процентов от общего рынка телерекламы. Даже если посчитать по минимальным ставкам, то панель Gallup Media из 1650 квартир по всей России должна стоить компании около 10 миллионов долларов в год. В Gallup Media точную цифру называют коммерческой тайной и не разглашают.

Сегодня у TNS/Gallup Media появится действующий конкурент - компания «Телерейтинг», созданная специалистом в области телевизионных исследований Сергеем Белокопытовым. Он рассказал ГАЗЕТЕ, что панель «Телерейтинга» строилась с помощью технологий и современных пипл-метров итальянской исследовательской компании AGB, которая меряет рейтинги в некоторых странах Европы, в Латинской Америке и в Австралии. Белокопытов не скрывает, что запустил панель для того, чтобы лучше подготовиться к назначенному на декабрь тендеру, в ходе которого руководители основных телеканалов и рекламного бизнеса, объединившиеся два года назад в «Медиа Комитет», должны назвать компанию, которая следующие пять лет будет мерить телеаудиторию, предоставляя данные для «распиливания» рекламных милиардов между телеканалами. И получать за это причитающиеся проценты. До сих пор мало кто сомневается в том, что это право достанется TNS/Gallup Media.

Информация о скором начале работы «Телерейтинга», впервые появившаяся в конце августа, наделала немало шума на российском медиарынке. Сразу же появились слухи, что к созданию новой панели причастен Первый канал. Они базировались на том, что гендиректор «единички» Константин Эрнст проводит контрольные проверки рейтингов и собственные телефонные опросы зрительских пристрастий, заказывая их разным исследователям, в том числе и AGB. Каждое несовпадение с данными Gallup Media становилось предметом серьезных разбирательств между каналом и измерителем.

Сергей Белокопытов пока не торопится назвать инвесторов 'Телерейтинга', ссылаясь на «закрытость информации и продолжающиеся переговоры со многими потенциальными участниками проекта», чем невольно подливает масла в огонь.

Однако участие Первого канала в проекте 'Телерейтинг' кажется маловероятным в силу того, что условия проведения тендера запрещают участвовать в работе конкурсной комиссии лицам, 'связанным каким-либо образом с участниками', то есть владельцам, менеджерам и даже родственникам. «Мы прекрасно понимаем, что у исследовательской компании, созданной с нашим участием или при поддержке какого-либо другого канала, нет никаких шансов попасть на тендер, не то что победить в нем», - сказал ГАЗЕТЕ Константин Эрнст.

Директор «Медиа Комитета» Ольга Ермолаева подтвердила ГАЗЕТЕ, что источники финансирования исследовательских компаний, которые захотят участвовать в тендере, будут тщательно изучаться.

Директор по телевизионным исследованиям TNS/Gallup Media Александр Костюк не рассматривает 'Телерейтинг' в качестве основного конкурента в предстоящем тендере. По его мнению, 'шансы на победу в тендере более реальны у таких иностранных исследовательских компаний, как AGB, AC Nielsen и GFK'. 'Хотя само по себе появление 'Телерейтинга' не в результате тендера, а за месяц до него, то есть практически вопреки ему, неприятно. Это может внести некоторый раскол в тендерный процесс', - заявил Александр Костюк ГАЗЕТЕ.

Генеральный директор 'Видео Интернешнл' Сергей Васильев сообщил ГАЗЕТЕ, что 'появление нового измерителя рейтингов в ближайшее время вряд ли кардинально изменит ситуацию на рынке'. По мнению Васильева, 'чтобы что-то серьезно изменить, нужно иметь серьезные наработки - простым запуском панели этого не сделать'. 'Для меня вообще не понятна организация «Телерейтинг». Никому не известно, на чьи деньги она построена. А ведь от этого зависит, сможет ли она повлиять на рынок или нет. Если она построена на деньги профессиональных иностранных инвесторов, то об этом им нужно громко кричать', - сказал Сергей Васильев.

Руководители телеканалов предпочли пока воздержаться от каких-либо комментариев относительно шансов «Телерейтинга». Во-первых, потому что пока никто еще не видел результатов работы новой панели. Во-вторых, потому что до конца не ясен список остальных участников тендера. Скорее всего, все желающие побороться за измерения подадут заявки в самый последний момент. Последний день, когда это можно сделать - 30 ноября.

Источник: Газета