01.10.2003

Китайская автомобильная угроза



Михаил ХМЕЛЕВ

Китай переживает автомобильный бум. Спрос на новые автомобили растет гигантскими темпами. Однако быстрее, чем потребление, в стране растет производство автомобилей. В Китае, в стране с плановой экономикой, даже в условиях перепроизводства автомобильный конвейер остановлен не будет, а излишки отправятся на склады или на экспорт. При нынешних темпах роста китайского автопрома через несколько лет Китай станет крупнейшим экспортером новых автомобилей.

За последние восемь лет объем продаж новых автомобилей в Китае увеличился с 1,4 млн до 2,7 млн в год. Только в I полугодии этого года было продано 998 тыс. автомобилей, что на 77% выше уровня прошлого года. Население Китая, долгие годы вынужденное довольствоваться велосипедом в качестве единственного средства передвижения, активно закупает продукцию предприятий автопрома. Преимущественно, отечественных, созданных при поддержке зарубежных автопроизводителей. Однако с открытием границ - с 1 января этого года под давлением ВТО были снижены ввозные пошлины на импортные автомобили с 80% до 25% - бешеной популярностью стали пользоваться и импортные автомобили.

Дело в том, что китайские совместные предприятия производят по большей части устаревшую продукцию. Например, с конвейеров совместного предприятия Volkswagen с 1985 года сходит автомобиль Santana - "локальная версия" модели Passat. Поэтому неудивительно, что на исходе прошлого года многие китайцы даже откладывали покупку нового автомобиля, чтобы после в новом году купить импортный автомобиль по новым ценам.

По мнению специалистов консалтинговой компании КПМГ, в ближайшее время, несмотря на продолжающийся стремительный рост спроса на автомобили, проявятся признаки перепроизводства новых автомобилей ввиду значительного увеличения числа производственных мощностей западных производителей. Потенциал китайского рынка хорошо известен - даже если в 2003 году объем продаж составит 1,8 млн автомобилей, избыток предложения составит около 1 млн автомобилей, или 50% от прогнозируемого объема продаж. Согласно прогнозам, к 2005 году объем перепроизводства автомобилей может достичь 2,3 млн штук, что составит порядка 90% прогнозируемых продаж.

"Сегодня мы уже наблюдаем проявление первых признаков перепроизводства, - говорит Пол Брау, управляющий партнер отдела финансового консультирования отделения КПМГ в Китае. - За I полугодие этого года средний уровень цен на автомашины в Китае снизился на 7%, что во многом объясняется стремлением автомобилестроительных компаний как можно быстрее завладеть долей рынка посредством снижения цен на свою продукцию. В следующие 2 года избыточное предложение будет основным фактором, определяющим состояние китайского рынка легковых автомобилей, который сейчас является одним из наиболее важных секторов экономики страны".

Источник: Известия