"ЛУКОЙЛ" обосновался в Роттердаме. В конкурсе за право управлять терминалом российская компания обошла 36 конкурентовИлья Хренников Нефтяная компания "ЛУКОЙЛ" будет управлять бункеровочным терминалом в голландском порту Роттердам, крупнейшем портовом центре Европы. "ЛУКОЙЛ" с местным партнером FTS/Hofftrans победил на тендере 36 конкурентов, среди которых были крупнейшие нефтяные компании, и теперь рассчитывает поставлять в Роттердам свои нефтепродукты. "ЛУКОЙЛ" можно только поздравить. Своя перевалочная база в таком стратегически важном центре, как Роттердам, - это площадка, о которой мечтают нефтяники всего мира", - считает аналитик ИК "Тройка Диалог " Валерий Нестеров. По словам пресс-секретаря управляющей компании муниципального порта Роттердам Минко Ван Хейзена, в тендере на управление бункеровочным терминалом участвовали 37 компаний, в частности Famm (бункеровочное подразделение ChevronTexaco) , BP Marine, Frisol/Petroplus, Kuweit Petroleum и др. На финальной стадии остались четыре претендента, а в итоге победил альянс компании "ЛУКОЙЛ-Бенилюкс" (торговое подразделение "ЛУКОЙЛа", созданное в 2001 г. ) и голландской FTS/Hofftrans, у которой есть 19 бункеровочных барж. Альянс получил терминал в аренду на 49 лет, гарантировав инвестиции в его развитие, объем которых не раскрывается. Как рассказал "Ведомостям" трейдер компании "ЛУКОЙЛ-Бенилюкс" Роман Львов, роттердамские нефтетерминалы и причалы пяти НПЗ в первую очередь загружали крупные танкеры, а небольшие бункеровщики не успевали вовремя заправлять топливом суда торгового флота. Поэтому власти порта и начали искать инвестора для переоборудования в терминал заброшенной площадки с бездействующими нефтерезервуарами емкостью 40 000 куб. м. Его модернизация будет стоить не менее 10 млн евро: нужно увеличить мощности резервуаров до 125 000 куб. м и наладить заправку судов. "Построив дополнительные резервуары, мы с "ЛУКОЙЛом" сможем обеспечить объемы бункеровки в 2 - 2,5 млн т ежегодно, т. е. занять 15 - 20% рынка судового топлива Роттердама", - заявил "Ведомостям" директор FTS/Hofftrans Бернард Мюллер. Бункеровочный рынок Роттердама (при нынешних ценах топлива его можно оценить в $1,65 млрд) - крупнейший в мире после Сингапура. Руководитель отдела по связям с инвесторами "ЛУКОЙЛа" Геннадий Красовский говорит, что приобретение терминала в Роттердаме - часть плана компании по продвижению своего брэнда на международных рынках. "Если раньше "ЛУКОЙЛ-Бенилюкс" торговал там нефтепродуктами, покупая их оптом на рынке и продавая мелким оптом, то теперь мы сможем выстроить полноценный down-stream. Имея собственный терминал, можно будет принимать танкеры с нефтепродуктами "ЛУКОЙЛа", например, из нефтепорта Высоцк, который начнет действовать в конце ноября. И наконец, мы напрямую выходим на конечного потребителя - судовладельца", - поясняет Красовский. А вот российские бункеровщики оценивают новый актив "ЛУКОЙЛа" неоднозначно. "ЛУКОЙЛ" уже освоил бункеровочные операции в Санкт-Петербурге, Мурманске и других российских портах. Естественно, крупной нефтяной компании с международными амбициями важно застолбиться в Роттердаме. Но не факт, что работать там прибыльно, там собрались все мировые нефтяные мейджоры и самая острая конкуренция, которая может быть", - говорит замдиректора крупной бункеровочной компании "Эко Феникс Холдинг " из Петербурга Владимир Грызлов. Его компания в 2000 г. купила бункеровочный терминал Альборг в Дании, и Грызлов называет этот опыт "неоднозначным", поскольку затраты на эксплуатацию терминала оказались высокими. "Козырем "ЛУКОЙЛа" может стать лишь то, что он приходит с собственным продуктом", - добавляет он. |