Автогиганты экономят на собственных рабочихНиколай Буланов Жесткая конкуренция на автомобильном рынке вынуждает автоконцерны сокращать штаты. В ближайшие четыре года Ford, DaimlerChrysler и General Motors могут уволить до 50 000 рабочих. Это улучшит их финансовое состояние, но вряд ли позволит наверстать отставание от конкурентов из Японии. Ford Motor до конца года намерена уволить 12 000 своих сотрудников. Это позволит компании на 10% сократить фонд оплаты труда. Ford и DaimlerChrysler только что подписали новое соглашение с американским Объединенным профсоюзом автомобилестроителей. Аналогичный документ готовится к подписанию и General Motors. Согласно его условиям около половины из 118 000 сотрудников General Motors, состоящих в Объединенном профсоюзе автомобилестроителей, могут быть уволены в течение следующих пяти лет. По оценкам некоторых аналитиков, достигнутые договоренности позволят всем трем компаниям в течение четырех лет сократить в общей сложности до 50 000 рабочих мест. Но представители Ford и Chrysler, находящихся в процессе реструктуризации, заявляют, что их компании хотели бы еще более ускорить процесс сокращения расходов. В штате Ford - около 335 000 сотрудников, в General Motors и DaimlerChrysler занято соответственно 341 000 и 365 000 человек по всему миру. Автоконцерны идут на жесткие меры не от хорошей жизни. Усилившаяся конкуренция с японскими производителями и продолжающаяся ценовая война грозят подорвать финансовое благополучие Ford, GM и DaimlerChrysler. За прошедшие два года совокупные убытки Ford составили $6,4 млрд. Благодаря сокращению издержек к середине десятилетия компания планирует увеличить ежегодную чистую прибыль до выплаты налогов до $7 млрд. DaimlerChrysler, ранее высказывавшая надежды на получение в 2003 г. операционной прибыли в размере $2 млрд, по итогам II квартала терпит убытки в размере $1,1 млрд. Несколько лучше дела обстоят у General Motors, но прибыли концерна в Северной Америке составили во II квартале всего $83 млн при обороте $28,6 млрд. Во II квартале компания заработала на ипотеке больше, чем на машинах. Показательной является ситуация на рынке мини-вэнов - изобретения "большой детройтской тройки", на котором они заработали в 1980-е гг. миллиарды долларов. Сейчас американские производители пытаются догнать японских, продажи которых на рынке США продолжают расти. Так, доля Ford составляет сейчас немногим более 10% и продолжает снижаться. А доля Toyota Motor и Honda Motor уже достигла 20% рынка и продолжает расти. В 2004 г. Ford планирует запустить в продажу новую модель этого автомобиля Freestar. Но вице-президент компании Стив Лайонс констатирует, что компания не сможет предложить конкурентоспособной цены автомобиля. Поэтому компании придется давать потребителям дополнительные скидки. DaimlerChrysler решила пойти другим путем. Концерн готовится предложить тысячам своих американских сотрудников варианты досрочного прекращения контракта. Целью DaimlerChrysler является ликвидация отставания в производительности работы собственного североамериканского подразделения от заводов конкурентов - GM и Toyota Motor. По мере того как производительность будет расти, компания будет сокращать рабочие места, до тех пор пока не вернет себе отвоеванную ими долю рынка. (Использованы материалы WSJ, 24. 09 - 1. 10. 2003. ) |