Иномарки могут подешеветь. Если Госдума не успеет поправить Налоговый кодексАнастасия Онегина Таможенники придумали, как обезопасить бюджет и отечественных автопроизводителей от массового ввоза подержанных иномарок после Нового года. Таможенный кодекс, вступающий в действие с 1 января, отменит действующие ставки импортных пошлин для физлиц, но чиновники подготовили проект постановления правительства, вводящего практически те же ставки заново. Юристы убеждены, что эта мера бюджет не спасет, так как импортеры смогут добиться снижения новых ставок через суд. Действующие ставки единого таможенного платежа для физлиц при импорте на новые автомобили составляют примерно 50% от стоимости, на машины в возрасте 3 - 7 лет - от 0,85 до 2,25 евро за 1 куб. см объема двигателя, старше 7 лет - 2 - 3 евро за 1 куб. см объема двигателя. На частников, по данным Государственного таможенного комитета (ГТК) , приходится до 80% ввоза подержанных авто. Принятый весной новый Таможенный кодекс вступит в силу 1 января 2004 г. Он отменяет постановление правительства, регулирующее ввоз иномарок физлицами. Вместо действующих пошлин частники, согласно ТК, должны будут растаможивать машины по неким "единым ставкам", утвержденным правительством исходя из среднего размера пошлин для наиболее популярных категорий импорта. Минэкономразвития обратило внимание Белого дома на неоднозначность толкования этой нормы еще в июле. В письме министра Германа Грефа в правительство констатируется, что с 1 января любой частный импортер, который "везет лекарства, шубу, носки, бриллианты и электродрель", может платить за весь импорт по одинаковой средней ставке пошлины, НДС и акциза. По словам главы департамента тарифного регулирования министерства Андрея Кушниренко, те же правила могут действовать и для автомобилей. "Но возможно и множество [других] вариантов [толкования] этой нормы", - сетовал еще в августе чиновник. В начале сентября на совещании у вице-премьера Алексея Кудрина представители ГТК заверяли коллег, что при правильной трактовке злополучное правило не мешает сохранить действующие ставки растаможки иномарок частниками. Но три недели спустя даже в ГТК поняли, что это заблуждение. "Если основываться на указанной норме, то в отношении всех транспортных средств должна быть установлена одна единая ставка", - говорится в пояснительной записке к проекту постановления правительства, отправленному ГТК на согласование 25 сентября. Судя по статистике, пишут таможенники, размер этой ставки должен составлять 1,75 евро за 1 куб. см объема двигателя - именно на таких условиях растаможивают самые популярные импортные машины. Тогда при буквальном применении закона при импорте, например, новых иномарок стоимостью $10 000 - $20 000 размер среднего таможенного платежа за одну машину сократится более чем в 2 раза с 271 000 руб. до 118 000 руб. "Полагаем, что [. .. ] данное положение нельзя трактовать буквально", - написали таможенники в пояснительной записке к проекту постановления и предложили зафиксировать в документе не одну, а 14 ставок растаможки в зависимости от стоимости, возраста и мощности машин. Размеры новых пошлин должны быть примерно равны действующим ставкам. "Цифры посчитаны не из средних ставок, как требует кодекс, поэтому любой человек сможет обжаловать это постановление в суде", - говорит чиновник Минэкономразвития, знакомый с содержанием документа. А по словам юриста компании "Объединенные консультанты ФДП" Вадима Зарипова, поскольку таможенные платежи относятся к налоговым, то все неясности новой нормы кодекса будут трактоваться по нормам Налогового кодекса - т. е. в пользу плательщика, а значит, импортеры смогут добиться через суд применения минимальных ставок. Это мнение разделяет и Юрий Волков из Deloitte & Touche. По расчетам Александра Агибалова из "Атона", юридически подкованный автолюбитель может добиться от ГТК растаможки автомобиля не дороже 27% от его стоимости. "Это примерно то, что сейчас платят физлица при ввозе машин моложе семи лет, но значительно дешевле, чем обходится импорт более старых иномарок - основных конкурентов вазовской продукции", - отмечает аналитик. Впрочем, неожиданную помощь таможенникам вчера оказало правительство. По итогам заседания кабинет поручил ведомствам проработать варианты исключения из Налогового кодекса норм, регулирующих взимание таможенных пошлин. "Это означает, что они перестанут относиться к налоговым платежам и попадут в закон о таможенном тарифе, как сделано во всем мире", - говорит председатель таможенного подкомитета Госдумы Валерий Драганов. По его словам, депутаты успеют принять необходимые поправки до конца осенней сессии. "Мы непременно примем поправки, направленные на решение этой проблемы", - уверен зампред бюджетного комитета Сергей Штогрин. СЕКРЕТНОСТЬ НЕ В МОДЕ. Правительство поручило Минэкономразвития получше продумать свое предложение об ограничении доступа общественности к информации о деятельности правительственной комиссии по защитным мерам во внешней торговле. "Обоснования [этой меры] были совсем сырыми", - объясняет решение кабинета один из участников заседания. Другая идея министерства - сократить с 30 до "нескольких" дней срок вступления в действие новых ставок таможенных пошлин - нашла понимание лишь частично. "Правительство поддержало эту инициативу в части специальных мер защиты, т. е. сезонных, антидемпинговых и тому подобных пошлин, но не обычных изменений таможенного тарифа", - говорит депутат Драганов. |