07.10.2003

Акции "Юкоса" снова растут. Михаил Ходорковский уверяет, что не станет политэмигрантом



Мария ИГНАТОВА

"ЮКОС" в понедельник отыграл потерянные из-за обысков в пятницу миллионы долларов капитализации. Компания за день подорожала более чем на $800 млн. Глава "ЮКОСа" Михаил Ходорковский утром поделился своим видением о "деле "ЮКОСа".

"В пятницу я был вынужден покинуть Всемирный экономический форум перед выступлением Путина, потому что моя жена сообщила, что наш дом окружен автоматчиками", - начал рассказывать о прошедших в пятницу обысках в поселке Жуковка, где живут акционеры и сотрудники группы "МЕНАТЕП", и в финансируемом "ЮКОСом" лицее-интернате "Подмосковный" (см. "Известия" от 4 октября) Михаил Ходорковский. В пятницу после объявления об обысках акции нефтяной компании упали на 1,75% - до $15,2 за штуку. В понедельник они стоили уже $15,6, так что капитализация компании по сравнению с пятницей выросла более чем на $800 млн.

По времени развитие событий в так называемом "деле "ЮКОСа" совпало с завершением сделки по объединению с "Сибнефтью". В пятницу эта новость была перебита вестями из Генпрокуратуры, сегодня инвесторы вновь обратили на нее внимание. К тому же "ЮКОС" сделал еще один шаг, чтобы привести "ЮкосСибнефть" к заданным характеристикам. Долг компании должен составить $5 млрд, поэтому "ЮКОС" занял еще $1,6 млрд.

Последние действия Генпрокуратуры аналитики связывают с возможным объявлением о покупке иностранным инвестором доли в "ЮкосСибнефти". Сам Ходорковский уверяет, что истинная цель прокурорских ему неизвестна, и ясно дает понять, что дело здесь не в проверке правильности уплаты налогов. "Никакого реального обыска в лицее не было. При сегодняшних компьютерных носителях хранить что-то в старых серверах смысла нет. Почему надо запугивать меня через детей, я не понимаю. Если у них задача посадить меня, надо сажать, потому что я политэмигрантом не буду", - заявил глава "ЮКОСа". По его словам, в пятницу ему пришлось отменить командировку, на этой неделе он в нее все же поедет и вернется в субботу. "Если в субботу у Генпрокуратуры будет решение, я в их распоряжении. Хотелось бы, чтобы в этом беспределе была поставлена точка. Так не играют", - считает глава "ЮКОСа".

Дом Ходорковского в Жуковке Генпрокуратура пока не обыскивала. Зато следователи "с группой силовой поддержки" приходили домой в пятницу к акционерам "ЮКОСа" Платону Лебедеву и Михаилу Брудно, который руководит перерабатывающим и сбытовым блоком, и в офис депутата Владимира Дубова. "Вместо того чтобы предъявить документы, вышибли ворота пожарной машиной", - рассказывает Ходорковский. По его словам, обыски проводились также "в доме господина Моисеева, моего школьного товарища. Он не акционер "ЮКОСа", работает в одной из структур группы". В "ЮКОСе" утверждают, что документы изымали без счета, а потом возвращали. "Непонятно, те ли документы внесли или нет", - говорит начальник правового департамента компании Дмитрий Гололобов.

Генпрокуратура в понедельник прокомментировала обыски в детском лицее. "В коттеджах, принадлежащих Платону Лебедеву, Михаилу Брудно, руководителю финансовых потоков "ЮКОСа" за рубежом Владимиру Моисееву, была изъята компьютерная информация и финансовая документация о движении средств за рубежом как самой компании, так и частных лиц. Следователи изучают изъятые документы, по которым планируется назначить судебные бухгалтерские и финансовые экспертизы для подтверждения фактов уклонения от уплаты налогов, предварительно исчисляемых миллионами долларов", - сообщает Генпрокуратура.

В "ЮКОСе" же уверяют, что ежегодно участвуют в 100-140 налоговых разбирательствах и найти у них спрятанные миллионы невозможно. "Незакрытых дел у нас нет", - заявляет глава компании и выглядит довольно оптимистично. "Я не считаю, что президент давал отмашку (о "наезде" на "ЮКОС". - "Финансовые Известия"). Генпрокуратура уверила его в том, что речь идет не об экономических преступлениях, а об убийствах. В таком случае президент не может ее останавливать. Политического согласия на разрушение экономики страны прокуратура еще не получила", - уверен Ходорковский.

Источник: Известия