09.10.2003

Только своим. Отдадут в управление аэропорт "Шереметьево"



Татьяна Егорова
Александр Беккер
Дмитрий Симаков

         "Ведомостям" стали известны утвержденные премьер-министром условия тендера на управление аэропортом "Шереметьево". Участвовать в нем смогут только крупные российские компании с опытом инвестирования, банковской гарантией на 1 млрд руб. и менеджерами-авиаторами.

        ОАО "Международный аэропорт "Шереметьево" (МАШ) на 100% принадлежит государству. Это крупнейший аэропорт страны. В 2002 г. выручка аэропорта составила 4,632 млрд руб. , чистая прибыль - 688,857 млн руб. При пропускной способности 9 млн пассажиров в 2002 г. аэропорт обслужил 11 млн пассажиров.

        Идея передать "Шереметьево" в управление частной компании принадлежала президенту "Альфа-групп" Михаилу Фридману. Он в апреле изложил ее премьер-министру, предложив на роль управляющего и инвестора компанию "Альфа-Эко". Но вскоре об интересе к "Шереметьево" заявили Национальный резервный банк (НРБ) , АФК "Система" и Aeropuertos Argentina 2000.

        На днях премьер-министр поручил Минимуществу провести до 1 декабря тендер на управление аэропортом и утвердил его условия. К участию в конкурсе допускаются компании с уставным капиталом не менее 55 млн руб. , активами не менее 60 млрд руб. и суммой собственных средств (самой компании или ее участников) не менее 15 млрд руб.

        Претендент должен предоставить банковскую гарантию на 1 млрд руб. для компенсации возможных убытков аэропорта от его действий. При этом установлены и требования к банку-гаранту - он должен быть зарегистрирован в России, его активы должны составлять не менее 60 млрд руб. , а сумма собственных средств - не менее 6 млрд руб. По данным ЦЭА "Интерфакс", этим требованиям отвечают лишь восемь банков: Сбербанк, Внешторгбанк, Газпромбанк, Альфа-банк, Межпромбанк, Банк Москвы, МДМ-банк и Росбанк. Между тем показатели банка еще должны быть подтверждены отчетом по МСФО, заверенным аудитором "большой четверки".

        Заявки на тендер смогут подать только российские компании. Они должны будут представить в комиссию документальные подтверждения их опыта "в реализации крупных инвестпроектов с привлечением собственных и заемных средств", в "реализации бизнес-планов и антикризисных программ" и в "управлении аналогичными по масштабу предприятиями".

        Источник "Ведомостей" в правительстве утверждает, что Министерство транспорта настояло, чтобы в органы управления компании-претендента обязательно входили авиационные специалисты (на конкурс надо представить резюме ключевого персонала). А по требованию Минэкономразвития заявки будут оцениваться по балльной системе.

        Совет директоров "Шереметьево" заключит с победителем конкурса на управление аэропортом трехлетний договор, который может быть расторгнут в любое время на основании решения собрания акционеров МАШ. Никаких прав на имущество аэропорта управляющая компания не получит. Зато получит за свои услуги 1% годовой выручки "Шереметьево" плюс 25% от ежегодного прироста годовой выручки и 2% от чистой прибыли аэропорта.

        "Это достойное вознаграждение", - отмечает Юлиана Слащева, директор по внешним связям компании "ЕСН-Энерго" (управляет "Колэнерго"). Ее точку зрения разделяет вице-президент "Альфа-Эко" и гендиректор компании "Альфа-Шереметьево" Игорь Барановский: "Такая схема стимулирует увеличение доходов компании". Он сказал, что еще не видел условий и не может их комментировать, но подтвердил намерение его компании "участвовать и победить в конкурсе". О том же говорят в АФК "Система" и НРБ. "Я не видел условия. Но подтверждаю, что мы с "Аэрофлотом" заинтересованы в этом проекте", - заявил президент НРБ Александр Лебедев.

        А в пресс-службе "Шереметьево" лишь сообщили, что 15 октября совет директоров должен утвердить условия тендера.

Источник: Ведомости