16.10.2003

GEOполитический конфликт. В ключевом издании ИД "Грюнер + Яр" сменилась почти вся редакция



Елена Горелова
Екатерина Кудашкина

         В октябрьском номере журнала GEO Екатерина Семина еще значится главным редактором. Но сегодня она уже не работает в этом издании - вместе с несколькими ключевыми сотрудниками редакции Семина покинула "Грунер + Яр ЗАО", причиной тому послужил конфликт между редакцией журнала и генеральным директором этого издательского дома.

        Журнал GEO в России издает ИД "Грунер + Яр ЗАО", который входит в медиа-группу Bertelsmann, владеющую также немецким телевизионным каналом RTL, звукозаписывающей фирмой BMG и другими медиа-компаниями в Европе.

        Екатерина Семина отказалась комментировать детали конфликта. Журналисты, работающие в GEO, сославшись на пункт трудового контракта о неразглашении сведений о работодателе, также не захотели прояснить ситуацию. Суть проблемы изложил "Ведомостям" бывший заместитель главного редактора GEO Игорь Эбаноидзе. По его мнению, причиной раздора стало то, что генеральный директор ИД "Грунер + Яр ЗАО" Олаф Хенгерер в последнее время стал активно вмешиваться в работу редакции, пытался изменить стилистику журнала, но при этом формулировал претензии и требования к журналистам весьма расплывчато.

        Эбаноидзе уволился из журнала в августе. Бывший редактор GEO Андрей Дубровский стал главным редактором конкурирующего издания - русской версии National Geographic, первый номер которого вышел в октябре. Правда, Дубровский говорит, что ушел не из-за конфликта с руководством - ему просто поступило более интересное предложение о работе. Вслед за ним из GEO в National Geographic ушли еще трое журналистов.

        Гендиректор "Грунер + Яр" Олаф Хенгерер считает, что увольнение ведущих сотрудников - и, в частности, главного редактора GEO - вовсе не конфликт, а обычная ротация кадров. Менеджмент ИД видел контент журнала иначе, нежели уволенные сотрудники, говорит директор по рекламе и PR журнала GEO Дмитрий Лазарев. По его словам, прежняя команда, возглавляемая Семиной, воспринимала предложения менеджеров, основанные на результатах фокус-групп и исследованиях успехов конкурентов, как личную критику. "После того как состав редакции поменялся, журнал стал лучше", - убежден Лазарев. Впрочем новый главный редактор GEO еще не назначен и редакция до конца не сформирована.

        По мнению Олафа Хенгерера, успех GEO не может зависеть исключительно от небольшой группы сотрудников. "Он обеспечивается огромной работой всей команды - от отдела рекламы и дистрибьюции до самих журналистов", - говорит издатель.

        Противостояние менеджеров издательских домов и журналистов - это классический конфликт творчества и цены этого творчества, говорит Василий Гатов, генеральный директор ИД "Инпринт Медиа", издающего журналы "Цветной телевизор" и "Сериал". Чтобы издательский проект был успешным, необходимо, чтобы его возглавлял яркий, талантливый человек, однако, как правило, такой редактор в штыки воспринимает любое ограничение свободы, что и порождает конфликты. По мнению Гатова, чаще всего они возникают, если менеджером становится человек, далекий от журналистики и творческой работы.

        Как рассказал Эбаноидзе, для него последней каплей стала одна из главных тем октябрьского номера GEO - "Тело после смерти" с фотографиями расчлененных трупов со скандальной выставки Гюнтера Хагенса, мумий, мощей святых и вождей. "Я не хотел оставаться в редакционном составе на момент выхода "Тела после смерти", - поясняет Эбаноидзе.

        Большинство издателей считают нормальным вмешательство в работу журналистов. "Главный редактор обладает только частью информации, - говорит Евгений Змиевец, учредитель и издатель журналов L'Officiel, Jalouse и "Мезонин". - И я считаю нормальным, если издатель будет возражать против какого-то материала". Но в то же время он признает, что, если вероломно вмешиваться в работу редакции, профессиональный редактор уйдет.

        Как правило, причиной активного вмешательства издателей в работу редакции становятся ухудшающиеся коммерческие показатели издания. Но редакция под руководством Екатерины Семиной делала в целом успешный журнал. По оценке RPRG, рекламный бюджет GEO (с учетом скидок) за последние три года вырос более чем в 2 раза. Если в 2000 г. рекламные сборы составляли $2,2 млн, то в 2002 г. - уже $4,6 млн. Увеличилась и читательская аудитория. По данным TNS Gallup Media, годовая читательская аудитория одного номера с 1999 г. в Москве выросла с 145 000 до 166 000 человек, хотя в 2001 г. она была больше - 232 000. Тираж GEO с момента запуска журнала в 1998 г. рос стабильно - примерно на 10 - 15% в год, рассказал PR-директор издания Дмитрий Лазарев.

        Мария Вакатова, директор по коммуникациям компании "КОМКОН", считает, что кадровые перемены в GEO скорее всего вызваны обострением конкуренции в сегменте научно-познавательных журналов. С ней соглашается Константин Исаков, директор агентства Mediamark (консалтинг в медиа-бизнесе). По его мнению, усиление позиции конкурентов GEO - прежде всего журнала "Вокруг света" - и выход на российский рынок National Geographic заставляют менеджеров "Грунер + Яр" искать способы повысить качество журнала, привлечь к нему внимание. Но кадровая чехарда, напротив, способна привести в гибели издания.

        Постоянная текучка персонала происходит и в другом глянцевом издании российского "Грунер + Яр" - журнале Gala. По словам бывшей сотрудницы Gala, попросившей не называть ее имя, только за два года ее работы сменилось четыре команды журналистов. Причем некоторые из сотрудников уходили со скандалом.

        Нередко конфликты провоцируют сами главные редакторы. "Наши журналисты порой страдают от комплекса гениальности и считают каждое написанное ими слово чем-то святым, - говорит Исаков. - Они забывают, что журнал или газета - это поточное производство, не способны воспринимать конструктивную критику".

        Во многих западных ИД есть редакционные уставы, разграничивающие зоны ответственности. В них часто прописывается принцип невмешательства издателя в творческий процесс, говорит Константин Исаков. Однако наш издательский бизнес пока до этого не дорос.

        Евгений Змиевец не считает, что формальное разграничение зоны ответственности может стать решением проблемы. "Лучше больше времени потратить на выбор редактора, проверить его талант и дать больше свободы", - говорит Змиевец. Он считает, что ему удается предупреждать конфликты благодаря тому, что он огромное значение придает подбору главных редакторов и арт-директоров: он отслеживал успехи журналистов в других редакциях и, когда появлялся новый проект, приглашал этих людей к себе. "И поэтому главных редакторов в своих журналах я никогда не менял", - добавляет Змиевец.

        Задача менеджера в издательском бизнесе - не только решать административные, коммерческие и политические задачи, но и создать творческую атмосферу, без которой не может родиться качественный продукт, добавляет Исаков.

Источник: Ведомости