17.10.2003

Звонить в кредит. Предложила абонентам Tele2



Глеб Крампец

         САНКТ-ПЕТЕРБУРГ - Вышедшая последней на петербургский рынок сотовой связи компания Tele2 решила привлечь абонентов за счет необычного тарифа. Вчера компания предложила тариф "Контракт", позволяющий разговаривать в кредит. Однако аналитики и участники рынка сомневаются, что такая акция сможет изменить положение Tele2 на питерском рынке.

        Tele2 AB владеет пакетами 11 российских сотовых операторов стандарта AMPS/D-AMPS, в прошлом году получивших лицензии на работу в стандарте GSM-1800. Общие инвестиции Tele2 в Россию составили $80 млн.

        По данным ACM-Consulting, лидером в Санкт-Петербурге по количеству подключений в месяц является "ВымпелКом" (34% чистого прироста абонентов) , за ним следуют МТС (29% ), "МегаФон" (25% ), Tele2 (10% ) и "Дельта Телеком" (2% ). По данным на 30 сентября, "МегаФон" обслуживал в городе 1,710 млн абонентов, МТС - 1,06 млн, "ВымпелКом" - 182 000, "Дельта Телеком" - 115 000, Tele2 - 61 000 (включая абонентов АМРS-сети, которых, по оценке аналитика ACM-Consulting Антона Погребинского, около 30 000).

        Стоимость подключения к тарифу "Контракт" - 150 руб. , минимальный платеж за эфирное время - 375 руб. в месяц. Обязательное условие подключения - покупка одной из трех моделей сотовых телефонов, предлагаемых Tele2. Отрицательный баланс на этом тарифе должен составлять не более 1000 руб. Кроме этого абоненты должны будут предъявить паспорт с пропиской в Санкт-Петербурге или Ленобласти и справку о доходах за последние три месяца (ежемесячный доход абонента должен составлять не менее 4000 руб. ). Контракт по новому тарифу заключается на один год. В течение этого года абонент должен будет ежемесячно оплачивать эфирное время по минимальному тарифу (375 руб. ). Если абонент потратил на разговоры больше этой суммы, она заносится ему в кредит.

        По словам директора по маркетингу Tele2 Юлии Мусатовой, если случится, что абонент не захочет рассчитаться по кредиту, Tele2 будет добиваться погашения кредита и оплаты стоимости телефона через суд. По каким критериям Tele2 будет определять намерения абонентов, Мусатова сообщить отказалась.

        В Tele2 надеются, что необычная кампания принесет им значительное количество абонентов. "Возможность разговаривать в кредит направлена в первую очередь на людей, которые до этого не пользовались мобильной связью либо не пользовались ею в достаточном объеме из-за финансовых ограничений", - говорит Мусатова. Впрочем, конкуренты Tele2 и аналитики считают, что серьезно увеличить свою абонентскую базу за счет кредитного тарифа будет непросто.

        Первой сотовой компанией, которая стала предоставлять услуги в кредит, была "Дельта Телеком". По словам ее гендиректора Виктора Устюжанина, в 1991 г. , когда "Дельта" запустила свою сеть, компания предлагала связь как в кредит, так и по предоплате. Однако в течение первых двух лет работы компания избавилась почти от всех "кредитных" абонентов. "С них было очень трудно получить деньги, и у компании образовалась большая кредиторская задолженность", - вспоминает Устюжанин. По его словам, с тех пор у "Дельты Телеком" осталось несколько корпоративных клиентов, которые разговаривают в кредит. "Но их единицы. Это крупные корпорации с хорошей кредитной историей, - говорит Устюжанин. - Скорее всего у Tele2 риски, связанные с неплатежами, уже учтены в других тарифах и лягут на плечи остальных абонентов".

        Начальник службы маркетинга петербургского филиала МТС Вадим Злобин считает, что тариф "Контракт" особой популярностью пользоваться не будет. "Если сумма возврата кредита - месяц, то я не вижу у этого тарифа особых преимуществ. Абоненты понимают, что если не вернут деньги, то по отношению к ним могут быть применены юридические действия. Начиная со второго месяца я в этом кредите не вижу смысла - фактически начнутся ежемесячные платежи", - поясняет он.

        "Большого притока абонентов у Tele2 не будет. Для сравнительно малодоходных людей - потенциальных абонентов этой компании возможность контролировать свои расходы важнее, чем возможность больше разговаривать. А для компании такой тариф может стать дополнительной головной болью", - согласен со Злобиным аналитик "Тройки Диалог" Евгений Голосной. Такого же мнения придерживается и эксперт J'son & Partners Татьяна Толмачева. "В России люди еще не привыкли жить в кредит. Для потенциальных абонентов Tele2 это может показаться неудобным по сравнению с системой pre-paid, позволяющей контролировать расходы на сотовую связь", - полагает она.

Источник: Ведомости