20.10.2003

$20 млн за масло. "ЛУКОЙЛ" станет производить на Украине смазки для автомобилей



Олег Гавриш

         КИЕВ - "ЛУКОЙЛ" станет производить на Украине моторные смазки и масла. Компания создаст с НАК "Нафтогаз Украины" СП, которому перейдет один из цехов бердянского ОАО "Азмол". Конкуренты компании намерены последовать ее примеру.

        В минувшую пятницу "ЛУКОЙЛ" и госкомпания НАК "Нафтогаз Украины" подписали протокол о намерениях, который предусматривает создание совместного предприятия. Как говорит представитель "Нафтогаза Украины", партнерам будет принадлежать по 50% акций в СП. Предполагается, что предприятие будет образовано до конца года. СП будет создано на базе одного из простаивающих цехов бердянского ОАО "Азмол". Производственная мощность предприятия составит 10 000 т масел и смазок в год. Собеседник в "Нафтогазе Украины" говорит, что его компания сделает вклад в СП имуществом цеха, а "ЛУКОЙЛ" проинвестирует в модернизацию производства $20 млн. В пятницу же решение о передаче части имущества предприятия в новое СП было одобрено собранием акционеров "Азмола".

        В последнее время ряд нефтяных компаний заявил о планах по началу производства автомобильных масел и смазок в стране. Рассматривают возможность начать выпуск продукции на базе мощностей украинских НПЗ "ТНК-Texaco-Украина", венгерская MOL и польская Lotos. А "Татнефть" уже обзавелась подобным проектом, создав на базе Кременчугского НПЗ ЗАО "Укртатнафта".

        "Азмол" является крупнейшим украинским производителем смазок и масел. На его долю приходится 15% внутреннего рынка этой продукции. Производственная мощность "Азмола" составляет 500 000 т смазок и масел ежегодно, но в 2002 г. предприятие выпустило лишь 21 000 т продукции. Оборот "Азмола" в 2002 г. составил $35 млн, чистая прибыль - $815 000, 100% акций предприятия принадлежат НАК "Нафтогаз Украины".

        Гендиректор украинской "дочки" "ЛУКОЙЛа" - компании "ЛИТАСКО" - Алексей Беленький удовлетворен сделкой. Сейчас его компания продает в стране около одной тонны масел и смазок в год. Увеличить долю на рынке с российской продукцией не позволяют 20% -ные таможенные пошлины. Беленький уверен, что его компании удастся полностью загрузить простаивающие мощности. "Благодаря этому мы в 10 раз увеличим продажи смазок и масел, поскольку цена нашей продукции станет ниже, а качество не изменится", - говорит он. Беленький отмечает, что для продвижения своей продукции компания намерена увеличить рекламный бюджет. В следующем году "ЛУКОЙЛ" потратит на PR и рекламу в два раза больше, нежели в нынешнем, - $1 млн. Удовлетворены сделкой и на "Азмоле". "Нам необходим такой инвестор для стабильного развития предприятия", сказал зампред правления "Азмола" Сергей Багнюк.

        Исполнительный директор консалтинговой компании FKG Ukraine Олег Стрельников уверен, что "ЛУКОЙЛу" удастся реализовать заявленные планы. "Для компании это прорыв на рынке, - говорит эксперт. - В случае успеха она захватит 5% рынка. Причем в сегменте масел для иномарок доля "ЛУКОЙЛа" составит 20% ". Уверены в реалистичности планов "ЛУКОЙЛа" и его конкуренты. "Это хорошая сделка", - говорит гендиректор СП "ТНК-Texaco-Украина" Александр Трухан. Он отмечает, что и его компания сейчас рассматривает варианты запуска производства своей продукции на Украине.

Источник: Ведомости