Функции МПС станут конкретнееОльга Проскурнина В распоряжении "Ведомостей" оказался проект постановления о Министерстве путей сообщения. ОАО "Российские железные дороги" (РЖД) , к которому отошли все хозяйственные функции МПС, в документе не упоминается. Зато, как следует из постановления, министерство ставит себе почти в два раза больше задач (14 вместо 8) и претендует на вдвое большее количество функций (128 против 77). На прошлой неделе МПС согласовало со всеми ведомствами и внесло в правительство проект нового положения, устанавливающего задачи и функции работы министерства. Имеющийся в распоряжении "Ведомостей" документ предписывает МПС проводить государственную политику в сфере железнодорожного транспорта "независимо от организационно-правовой собственности, формы собственности и ведомственной принадлежности участников перевозочного процесса". РЖД, которое по плану реформы отрасли взяло на себя все хозяйственные функции МПС, в проекте постановления не упоминается ни разу. Замминистра путей сообщения Анна Белова объясняет это тем, что "правила для всех хозяйствующих субъектов на этом рынке должны быть одинаковыми". "Любая персонификация свидетельствовала бы об антирыночном и недемократичном подходе", - говорит Белова. Зато МПС предлагает почти в два раза увеличить количество своих задач (с 8 до 14) и функций (с 77 до 128). В министерстве настаивают, что всего лишь расписали более подробно уже имевшиеся функции. "[Новый] регламент [об МПС] предполагает разделение разных типов функций на различные действия, каждое из которых укладывается буквально в одно предложение, - поясняет Белова. - Ведомственные функции теперь описаны не в общем виде, а максимально подробно". По словам министра путей сообщения Вадима Морозова, основной функцией МПС является контроль за деятельностью ОАО "РЖД" и более 100 операторов рынка грузовых и пассажирских перевозок. На частные компании, по данным Морозова, приходится более 20% грузоперевозок, в том числе 40% перевозок нефтеналивных грузов и 25% перевозок минеральных удобрений. У других ведомств новое положение об МПС возражений не вызывает. По мнению замначальника департамента реструктуризации естественных монополий Минэкономразвития Евгения Михайлова, оно намного лучше, чем действующее. Тем не менее, предполагает Михайлов, между МПС и крупнейшим оператором на рынке - РЖД - неизбежны "трения и шероховатости". Белова также не исключает, что "между МПС и ОАО "РЖД" будут конфликтные моменты", но это, по ее мнению, - "нормальная житейская ситуация". Реформа железнодорожного транспорта создает между МПС и РЖД отношения такого же типа, как между Минэнерго и топливными компаниями, говорит президент Круглого стола бизнеса России Петр Мостовой. Он убежден, что "такой род отношений предполагает лоббирование интересов подведомственных организаций". Президент Национальной ассоциации транспортников Георгий Давыдов также считает неизбежным протекционизм МПС по отношению к РЖД. "Думаю, практика подтвердит наши опасения, - говорит Давыдов. - Хотя мы будем рады, если это [МПС] будет министерство, проводящее государственную линию в отношении отрасли, а не устройство для лоббирования интересов РЖД. |