24.10.2003

В Белоруссии разработка нового закона о СМИ засекречена



Независимые журналисты Белоруссии опасаются, что новый закон о средствах массовой информации еще больше осложнит их жизнь. Поводом для таких опасений является обстановка секретности, в которой уже около двух лет ведется разработка законопроекта. Вне правительственных кругов новую редакцию закона о СМИ не видел никто: министерство информации держит все в строжайшей тайне.
    Сейчас законопроект проходит последние согласования в администрации президента перед рассмотрением в парламенте -- это, как ожидается, произойдет в ближайшие месяцы. О значимости нового закона для белорусских властей, контролирующих большинство средств массовой информации, говорит тот факт, что 2 октября президент Александр Лукашенко провел специальное совещание по этому вопросу. Он заявил о необходимости соответствия закона о СМИ международным стандартам. Документ, по словам Лукашенко, не должен содержать "драконовские" меры или нарушать свободу слова. В то же время, подчеркнул президент, свобода слова не означает "свободу клеветы". "Недопустимо создавать в обществе так называемые касты "неприкосновенных", -- заявил он. -- Как журналисты, так и руководители и учредители СМИ обязаны нести ответственность за свою деятельность".
    Представители негосударственных СМИ восприняли это замечание Лукашенко как предупреждение: новый закон может быть использован против всякого, кто позволит себе критику руководства страны. Как утверждают журналисты, для подобных предположений есть основания. За последние пять лет белорусские власти закрыли около 20 частных изданий, трое журналистов были осуждены за клевету на президента, возбуждено несколько судебных исков по обвинениям СМИ в дискредитации чиновников. В "Индексе свободы прессы", составленном международной организацией "Репортеры без границ", Беларусь заняла 124 место в списке из 139 стран. Среди стран СНГ хуже ситуация только в Туркменистане.
    Однако, похоже, мнение международного сообщества не слишком волнует разработчиков законопроекта. "Мы готовим закон не для американцев, европейцев или россиян, -- заявил Александр Лукашенко на упомянутом совещании. -- Это документ для белорусов, он призван стоять на страже интересов общества и личности, а не узкой профессиональной корпорации, как ее часто называют, четвертой власти".
    Атмосфера таинственности, которая окружает законопроект, лишь усилила беспокойство негосударственной прессы и зарубежных наблюдателей. В январе 2002 года Михаил Подгайный, который в то время занимал пост министра информации, обещал отослать проект нового закона о СМИ на экспертизу в Совет Европы, однако этого до сих пор не сделано. Проигнорировало министерство информации и запрос неправительственной организации "Белорусская ассоциация журналистов" (БАЖ) о предоставлении копии текста законопроекта.
    По неофициальным каналам БАЖ удалось получить копию документа. И хотя неясно, тот ли это вариант, который готовится к внесению в парламент после рассмотрения в администрации президента, руководитель БАЖ Жанна Литвина считает, что ряд имеющихся в нем ограничений наверняка появится в окончательном варианте закона. В частности, предусмотрен запрет на получение финансовой помощи от иностранных юридических и физических лиц, лиц без гражданства и из анонимных источников. Кроме того, после принятие закона все зарегистрированные в стране СМИ, которых, по данным Мининформации, насчитывается 1464, должны будут пройти перерегистрацию.
   В новой редакции закона к "глобальному средству массовой информации" причислен интернет. Это значит, что на все интернет-издания будут распространяться нормы закона для печатных СМИ, в том числе -- обязательная регистрация в министерстве информации, отмечает ИА "Новости гуманитарных технологий".
    Еще одно нововведение – наделение прокуратуры, наряду с Мининформации, правом инициировать судебное закрытие СМИ. Этим правом прокуратура может воспользоваться в случае распространения изданиями информации от имени незарегистрированных партий и общественных объединений, а также информации, пропагандирующей употребление наркотиков и разжигающей социальную, национальную, расовую, религиозную вражду.
    Руководитель Центра правовой защиты СМИ при БАЖ Михаил Пастухов считает, что новый закон даст в руки властям больше рычагов контроля над СМИ, усложнит создание новых средств массовой информации и создаст дополнительные юридические препятствия для журналистов и издателей. "БАЖ считает, что необходимо бить тревогу, потому что с принятием этого законопроекта власти просто могут уничтожить независимые СМИ Беларуси", -- сказал Пастухов 6 октября на заседании БАЖ, посвященном этой проблеме.
    Опасения Пастухова разделяет вице-президент Шведского Хельсинкского комитета Роберт Хорт. "Работая с Белоруссией уже на протяжении долгого срока, мы обратили внимание, что негосударственные организации и свободные СМИ все время находятся под давлением государства. И этот законопроект может рассматриваться именно в этом направлении", -- сказал зарубежный эксперт на том же заседании. Представители правительства пытаются развеять эти страхи. Выступая в парламенте 15 сентября, министр информации Владимир Русакевич заявил, что новая редакция закона не нарушит прав СМИ. Но засекреченность законопроекта заставляет европейское сообщество подвергать такие заверения белорусских властей сомнению, и за последние три месяца Европарламент и парламентские ассамблеи ОБСЕ и ПАСЕ неоднократно заявляли, что ситуация со свободой слова в Белоруссии продолжает ухудшаться.
    Более того, есть опасения, что окончательный его вариант может быть еще более жестким, чем тот, которым располагает БАЖ. В частности, один из разработчиков документа, который попросил не называть его имени, сказал, что по сравнению с первой редакцией документа его удалось "значительно смягчить". Однако, заявил чиновник, неизвестно, в каком виде законопроект выйдет из стен Администрации президента.

Источник: Витрина читающей России