24.10.2003

Продавца защитят от покупателя. МАП борется против "потребительского экстремизма"



Елена Виноградова

         Большая часть поправок к закону о защите прав потребителей, одобренных вчера правительством, призваны смягчить ответственность производителей и продавцов перед покупателями. Комментируя поправки, торговцы говорят, что они позволят избежать существенной части проблем, связанных с так называемым "потребительским экстремизмом".

        Вчера на заседании правительства был одобрен подготовленный Министерством антимонопольной политики законопроект "О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации "О защите прав потребителя" и Гражданский кодекс Российской Федерации". Теперь законопроект отправится на рассмотрение в Госдуму.

        Сергей Дудкин, заместитель министра по антимонопольной политике, утверждает, что одобренные правительством изменения в законодательстве помогут соблюсти баланс интересов производителей (продавцов) и покупателей. "С одной стороны, потребитель получает гарантии реализации всех предоставленных нашим законодательством прав. С другой стороны, и производитель защищается от "рэкета" агрессивного потребителя", - говорит Дудкин.

        Поправками, в частности, скорректирован порядок возврата товара производителю и исполнения гарантийных обязательств. "Сейчас недобросовестные потребители часто пользуются товаром в течение гарантийного срока, а за два-три дня до его окончания приходят к продавцу и говорят: в товаре есть недостаток, замените его", - рассказывает Дудкин. При этом, отмечает он, таким образом можно менять товар практически бесконечно: сейчас при замене товара гарантийный срок исчисляется заново со дня передачи товара потребителю. "Теперь же производитель сможет защищаться", - говорит Дудкин. Продавцы смогут при желании не давать нового гарантийного срока при замене товара и гибко варьировать сам гарантийный срок. Сейчас, к примеру, гарантию можно увеличить по сравнению с установленной законом (1 год) лишь на срок, кратный году, а можно будет - на любой. В законодательство также будут внесены изменения, согласно которым получить назад деньги за дорогостоящий или технически сложный товар можно будет только при наличии в этом товаре "существенного" недостатка. "Введение такого ограничения вызвано тем, что убытки, которые несут продавцы (изготовители) технически сложных и дорогостоящих товаров при расторжении договора потребителем, несоразмерны последствиям допущенных ими нарушений качества", - говорится в пояснительной записке МАПа к законопроекту.

        "Мы считаем, что это вполне разумный подход", - комментирует поправки Дмитрий Янин, председатель правления КонфОП. Ухудшение прав потребителя здесь можно увидеть только с формальной точки зрения, утверждает он. Сейчас, отмечает он, для того чтобы потребовать замены товара на аналогичный, надо доказывать, что этот товар имеет существенный недостаток, а требовать возврата денег можно уже при любом недостатке. "Последствия для продавца в обоих случаях одинаково серьезны, поэтому уравнивание совершенно справедливо", - считает Янин. Сергей Кириллов из компании "Рольф-холдинг" (российский импортер автомобилей Mitsubishi) говорит, что изменения сделают отношения с покупателем "более прозрачными". Мария Белан, пресс-секретарь компании "М. Видео", говорит, что проблема потребительского экстремизма в России существует и, если закон поможет ее решить, это будет большим облегчением для торговых предприятий.

        Вывоз крупногабаритной техники при расторжении договора купли-продажи из-за претензий к качеству продавец в соответствии с поправками должен будет осуществлять за свой счет. "Перевозка часто является достаточно дорогостоящей, и подобные затраты должны быть возложены на продавца, который поставил товар ненадлежащего качества", - отмечает Сергей Дудкин.

        Серьезные изменения ждут и дистанционную торговлю. Российское правительство после принятия закона должно будет утвердить правила такой торговли и перечень товаров, которые таким способом продавать будет нельзя. По словам Сергея Баткаева, начальника отдела МАПа по защите прав потребителей, антимонопольное ведомство рекомендует включить в этот список, в частности, лекарственные препараты и изделия из драгоценных металлов, аудиовизуальные произведения и фонограммы. Кроме того, МАП намерен запретить компаниям торговли по каталогу, телемагазинам и прочим подобным организациям указывать абонентский ящик для приема заявок.

Источник: Ведомости