Танкеры вернулись. "ЛУКОЙЛ" займется судоходным бизнесомИлья Хренников Александр Тутушкин "ЛУКОЙЛ" возвращается в судоходный бизнес, который было признал непрофильным. До конца года нефтяная компания планирует вернуть 10 танкеров ледового класса, построенных на ее деньги, из управления Мурманского морского пароходства и "Совкомфлота". Танкерным флотом "ЛУКОЙЛа" станет управлять его "дочка" - "Калининградморнефть", уже имеющая опыт в морском бизнесе. С 1997 по 2002 г. "ЛУКОЙЛ" потратил примерно $400 млн на строительство 10 танкеров ледового класса дедвейтом от 15 000 до 20 000 т и пять танкеров класса "река - море" дедвейтом около 6000 т, предназначенных для вывоза нефти с месторождений Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции. Собственником флота выступала "дочка" НК "ЛУКОЙЛ-Арктик-Танкер". Этой компанией до сентября 2002 г. руководил экс-начальник управления морского и речного флота "ЛУКОЙЛа" Николай Куликов, являющийся, по его же собственному признанию, совладельцем Мурманского морского пароходства (ММП). В то время "ЛУКОЙЛ-Арктик-Танкер" заключил договоры о передаче всех 10 арктических танкеров в аренду и управление ММП. Срок управления четырьмя из них истек прошлой осенью, и "ЛУКОЙЛ-Арктик-Танкер" предпочел передать их в технический менеджмент судоходной компании "Совкомфлот". Представители "ЛУКОЙЛа" подчеркивали, что, как только закончится срок управления всеми танкерами, они будут возвращены "ЛУКОЙЛ-Арктик-Танкеру". Как рассказал "Ведомостям" источник в "ЛУКОЙЛе", срок нахождения в аренде у Мурманского пароходства оставшихся шести танкеров истекает 10 ноября и компания намерена изъять танкеры у ММП и самостоятельно управлять ими. В пресс-службе ММП предпочли не комментировать этот вопрос, подтвердив лишь, что срок договора с ЛАТ истекает в ноябре. Гендиректор "Совкомфлота" Дмитрий Скарга говорит, что и его компания получила от "ЛУКОЙЛа" уведомление о намерении отозвать четыре танкера из технического менеджмента "Совкомфлота" в декабре этого года. Представитель "Совкомфлота" надеется, что, наведя порядок в своем флоте, "ЛУКОЙЛ" все же доверит его компании технический менеджмент танкеров. Еще год назад "ЛУКОЙЛ" собирался избавляться от танкерного флота как от непрофильного бизнеса, но затем передумал. Продавать решено лишь танкеры класса "река - море" (ориентировочно в I - II квартале будущего года). А танкеры ледового класса "ЛУКОЙЛ" счел "элементом технологической цепочки для освоения северных месторождений" - а не непрофильным активом - и решил оставить себе. Как рассказал "Ведомостям" начальник управления общественных связей "ЛУКОЙЛа" Александр Василенко, сейчас все 10 ледовых танкеров переводятся с баланса "ЛУКОЙЛ-Арктик-Танкера" на баланс другой "дочки" НК - "Калининградморнефти" (КМН). Именно она будет управлять возвращенными танкерами. "Это не значит, что флот перебазируют на Балтику. Просто в КМН много хороших специалистов по морскому делу и сильная материальная база", - поясняет Василенко. КМН, добывающая 700 000 т нефти, владеет несколькими судами-снабженцами. Сейчас "Калининградморнефть" монтирует морскую буровую платформу стоимостью около $120 млн для добычи нефти на шельфе Балтийского моря, а в 2000 г. построила свой нефтетерминал в портопункте Ижевский под Калининградом. Аналитик ИК "Тройка Диалог" Валерий Нестеров напоминает, что изначально "ЛУКОЙЛ" строил танкерный флот, чтобы перевозить нефть с месторождений в Тимано-Печоре. "Их разработка шла медленнее, чем планировалось, и танкеры недоиспользовались. Поэтому у "ЛУКОЙЛа" были мысли избавиться от арктических танкеров. Но рынок дал им работу - это и новый порт Приморск, и северные терминалы Варандей и Витино, через которые хлынул нефтеэкспорт. К тому же в ноябре "ЛУКОЙЛ" запускает собственный нефтепорт Высоцк", - объясняет Нестеров. По сведениям представителя одной из транспортных компаний, прошлой зимой из-за сложной ледовой обстановки на Балтике ставки фрахта на танкеры ледового класса выросли почти вдвое-втрое и "ЛУКОЙЛ" почувствовал, что сам может зарабатывать на танкерах. Сотрудник одного из подразделений "ЛУКОЙЛа", знакомый с ситуацией, говорит, что при нынешних ставках фрахта ледовые танкеры могут приносить собственнику $50 - 55 млн в год чистого дохода. Однако, по его словам, ММП арендовало суда по ставкам примерно на 40% ниже рыночных. |