Первая жертва Ту-334. За что увольняют главу РСК МиГВчера коллегия "Росавиакосмоса" направила в правительство обращение с рекомендацией отстранить от должности генерального директора, генерального конструктора РСК МиГ Николая Никитина. Ему вменяется в вину срыв сроков строительства третьего экземпляра самолета Ту-334. Однако опрошенные Ъ аналитики считают реальной причиной возможной отставки господина Никитина необходимость освободить кресло главы МиГ накануне заключения контракта на поставку корабельных истребителей Индии объемом до $2 млрд и запланированной на 2004 год приватизации РСК. Привлечение РСК МиГ в качестве головной структуры по программе Ту-334 (см. справку) первый опыт прихода военных в гражданское авиастроение. Уже потом ИАПО (ныне "Иркут") подключилось к проекту самолета-амфибии Бе-200, а "Сухой" заявил о планах совместного с Boeing выпуска RRJ. Отрасль находится в глубоком кризисе. За последние десять лет было принято несколько обширных программ развития гражданского авиастроения, но все они так и остались на бумаге. Ни один из проектов, от Ту-204 до самолетов на газе, не реализуется в установленные сроки. Однако до сих пор государство сильно авиастроителей не критиковало, а представители авиазаводов и конструкторских бюро постоянно атаковали правительство, требуя господдержки. И вот впервые за долгие годы чиновники решили призвать авиастроителей к порядку. Спешно собранная в среду коллегия "Росавиакосмоса" была посвящена проекту Ту-334. Как рассказал Ъ один из участников коллегии, глава ведомства Юрий Коптев заявил собравшимся, что в пятницу беседовал с премьер-министром Михаилом Касьяновым и тот жестко раскритиковал ход реализации проекта. Причем обвинял он в срыве сроков программы в первую очередь МиГ. Господин Коптев с оценкой премьера согласился и предложил коллегии рекомендовать правительству уволить главу РСК Николая Никитина за то, что тот не обеспечил завершение строительства третьего экземпляра Ту-334 в установленный срок. Коллегия его поддержала (Ъ сообщал об этом вчера). В РСК Ъ подтвердили, что выкатка третьего Ту-334 задерживается. Согласно постановлению правительства, вышедшему осенью 2002 года, самолет должен был появиться в июле. То есть сейчас МиГ опаздывает на три месяца. Более того, в корпорации признают, что реально он может появиться только в сентябре 2004 года. Задержку в РСК объясняют срывом платежей по ряду экспортных контрактов (МиГ финансирует программу полностью из собственных средств), проблемами с поставкой узлов и агрегатов с Украины ("Авиант" остается участником проекта) и тем, что названные в постановлении сроки были изначально нереальны. Кроме того, РСК считает бессмысленным вкладывать миллионы долларов (третий экземпляр Ту-334 обойдется корпорации в $20 млн) в программу, пока она не будет обеспечена реальными заказами. На прошлой неделе несколько депутатов Госдумы внесли в правительство проект закона "О режиме национального приоритета для воздушного судна Ту-334". В нем предлагается освободить самолеты от налоговых платежей, создать для его эксплуатантов благоприятный экономический режим работы (отмена НДС на доходы с рейсов этих самолетов), компенсировать из бюджета часть ставки по кредитам на лизинг и предоставить госгарантии по ним. Однако чиновникам проект, видимо, не понравился именно после его внесения состоялась описанная выше встреча Юрия Коптева и Михаила Касьянова. Участники рынка и аналитики объясняют попытку отставки главы корпорации совсем другими причинами. По словам заместителя гендиректора Центра анализа, стратегий и технологий Константина Мокиенко, срыв сроков по Ту-334 только повод для отставки главы МиГ. "За самолеты у нас не увольняют, говорит он. В стратегии развития РСК, на мой взгляд, есть ошибки, но за это у нас тоже не увольняют". По мнению господина Мокиенко, кресло главы МиГ освобождают накануне подписания корпорацией крупных контрактов. РСК в ближайшем будущем должна заключить соглашение с Индией на поставку 40 корабельных истребителей примерно на $2 млрд. На прошлой неделе индийская сторона пригласила руководство РСК приехать 10 ноября для окончательного согласования документов. Контракт будет подписан даже в случае отставки господина Никитина. МиГ близок к заключению еще одного контракта, объемом $1 млрд, с одной из африканских стран. Уже существующий портфель заказов РСК около $800 млн. С учетом того, что еще два года назад годовой объем продаж МиГ был равен нулю, корпорация становится весьма привлекательным объектом. Кроме того, в 2004 году планируется приватизация РСК, причем до сих пор не утверждено, какая часть ее акций будет закреплена в госсобственности. Для кого именно освобождают кресло главы МиГ, можно только предполагать. Наиболее вероятным кандидатом выглядит гендиректор "Рособоронэкспорта" Андрей Бельянинов, который освободит место для своего заместителя Сергея Чемезова. Из менее крупных фигур называют экс-министра и бывшего члена Совета федерации Александра Дондукова. В "Росавиакосмосе" итоги коллегии, отставку Николая Никитина и кандидатуру его преемника обсуждать отказались. За что пострадал Николай Никитин Ту-334 (вместимость до 102 пассажиров, дальность полета 3200 км, крейсерская скорость 820 км/ч) спроектирован в 1986 году ОКБ имени Туполева для замены Ту-134. Первый полет Ту-334, собранный на опытном производстве ОКБ, совершил в феврале 1999 года. Сначала Россия и Украина договорились, что Ту-334 будет выпускаться на КиГАЗ "Авиант" и таганрогском заводе "Тавиа". Но в 1999 году программу передали Российской самолетостроительной корпорации (РСК) МиГ. РСК выкупила производственную документацию на Ту-334 у "Авианта" за $3,5 млн. Ту-334 стал первым российским пассажирским самолетом, на финансирование которого предусмотрена специальная строка в госбюджете. В ноябре 2002 года "Росавиакосмосу" предписано выделить 120 млн руб. на сертификацию самолета. РЕНАТА Ъ-ЯМБАЕВА Источник: КоммерсантЪ |