Неадекватный сектор. На финансовый рынок придет метарегулятор.Анастасия Онегина Андрей Панов Правительство 11 ноября решит, как развивать в стране финансовый рынок, который ведомства в один голос называют "неадекватным". Минэкономразвития и ФКЦБ предлагают кабинету создать единый координирующий орган для всех ведомств финансового блока. Участники рынка опасаются, что этим реформа может и ограничиться. Меры по развитию финансовых рынков правительство обсудит 11 ноября. В распоряжении "Ведомостей" оказались два альтернативных доклада на эту тему, подготовленные Минэкономразвития (при участии Минфина и Центробанка) и ФКЦБ. "Основной проблемой" финансового рынка "является его неспособность обеспечить потребности экономики в инвестициях финансовыми ресурсами", констатирует ФКЦБ. Минэкономразвития и вовсе называет финансовый сектор "неадекватным". "Российская экономика не получает достаточных инвестиционных ресурсов на финансовых рынках и вынуждена использовать ограниченные собственные ресурсы или прибегать к бюджетным средствам, которые доступны не каждому хозяйствующему субъекту, - говорится в докладе министерства. - Такое положение значительно ограничивает возможность роста российской экономики". Отношение емкости финансового рынка к ВВП на конец 2002 г. , по данным Минэкономразвития, составляло 86,5% (в среднем для стран с развивающимся финансовым рынком - 204,7% , с развитым - 467,7% ). По расчетам ФКЦБ, объем российского финансового рынка, включая рыночную капитализацию, на 20 октября составлял $369,6 млрд (на 1 января 2003 г. - $240,5 млрд, годом ранее - $185,2 млрд). В том числе на долю банковских кредитов пришлось $86 млрд, инструментов фондового рынка - $227,6 млрд. "Наиболее крупным и развитым" в финансовой сфере, по мнению специалистов Минэкономразвития, является банковский сектор, он же "сохранит в ближайшие годы свой ведущий характер по отношению к финансовым рынкам". В ФКЦБ, напротив, убеждены, что локомотивом роста финансовой сферы является фондовый рынок, который "далее других продвинулся по пути к модели эффективного рынка". Тем не менее оба ведомства предлагают правительству похожий перечень дальнейших действий по регулированию сектора. В частности, лучшему развитию финансового рынка, по их мнению, будут способствовать создание единого координирующего центра (Минэкономразвития предлагает образовать метарегулятора, ФКЦБ - межведомственную группу из представителей Минфина, ЦБ и самой ФКЦБ) , налоговые льготы для инвесторов и снижение налога на выпуск ценных бумаг, унификация правил размещения страховых, пенсионных резервов и средств инвестфондов, ограничение использования инсайдерской информации и выход ЦБ из капитала финансовых организаций. Кроме того, Минэкономразвития считает необходимым увеличивать, а ФКЦБ - снижать роль и полномочия саморегулируемых организаций (СРО). В ведомстве Германа Грефа даже подсчитали эффект от предлагаемой реформы: за счет ее проведения вложения банков на основных финансовых рынках к концу 2005 г. могут превысить 7,3% ВВП (против 6,9% ВВП при инерционном развитии) , совокупные активы банков достигнут 48,6% ВВП (против 48% ), а кредиты экономике - 23,7% ВВП (против 22,9% ). "Принципиальные разногласия [между Минэкономразвития и ФКЦБ] - это роль СРО и вопрос, кто будет главным регулятором", - резюмирует руководитель банковского направления РА "Интерфакс" Михаил Матовников. Аналитиков и участников рынка планы реформаторов не вдохновляют. "Существует опасность свести все разговоры о реформе сектора к перестановкам в регулирующих органах, - говорит аналитик Standard & Poor's Екатерина Трофимова. - Такие изменения сами по себе, разумеется, не способствуют развитию финансового рынка". "Кому нужен такой монстр [метарегулятор]? - недоумевает руководитель департамента БИН-банка. - Такого нет ни в одной стране". По мнению Трофимовой, главной задачей и для российского фондового рынка, и для банковской системы остается восстановление доверия, а метарегулирующий орган может стать "слишком громоздким и только тормозящим развитие". Гендиректор ИК "ТРИНФИКО" Валерий Сотников отмечает, что "унифицировать правила инвестирования нельзя даже внутри разных групп страховых компаний". А по словам Натальи Орловой из Альфа-банка, для реформы финансового рынка государству в первую очередь нужно развивать законодательную базу для деривативов, ипотечных бумаг и других инструментов, которые сейчас не развиты, поскольку "фондовый рынок сужается, а банковский сектор растет и эта диспропорция увеличивается". |