05.11.2003

"НИКойл" увлекся портами.



Илья Хренников
.
         Крупнейшие акционеры Новороссийского морского торгового порта - ФК "НИКойл" и Русский генеральный банк - купили еще один терминал в Новороссийске. Партнеры приобрели 92% "Новорослесэкспорта" у структур предпринимателя Николая Богачева, совладельца небольшой нефтяной компании "Тамбейнефтегаз" и ряда деревообрабатывающих предприятий. Эксперты оценивают сумму сделки в $50 млн.

        ОАО "Новорослесэкпорт" - один из портовых терминалов в Новороссийском транспортном узле. Специализируется на перевалке лесных грузов (около 840 000 т в прошлом году) и контейнеров (около 40 000 штук). Выручка за 2002 г. - около $15 млн, прибыль - около $6 млн. До недавнего времени 92% акций принадлежали кипрской компании Kerria, одним из акционеров которой является предприниматель Николай Богачев, совладелец "Тамбейнефтегаз" (ХМАО) и двух лесодеревообрабатывающих комбинатов (ЛДК) в Красноярском крае - Маклаковского и ЛДК-1. Другой акционер Kerria - кипрская Joannou&Paraskevaides (J&P) , специализирующаяся на строительном и инвестиционном бизнесе.

        Сотрудник одной из экспедиторских компаний говорит, что "Новорослесэкспорт" уже около года выставлен на продажу. Им интересовались, в частности, компания "Северстальтранс" (владеет соседним портом Туапсе) , Новолипецкий меткомбинат (экспортирует металл через Новороссийск) , группа "Дело" (экспедитор в Новороссийском порту) , морской контейнерный перевозчик Maersk Sealand и др. Но в итоге порт достался другому претенденту - альянсу ФК "НИКойл" и Русского генерального банка (РГБ). Вчера компании официально объявили о завершении сделки по приобретению 92% акций "Новорослесэкспорта".

        Замдиректора управляющей инвестиционной компании "НИКойл" Евгений Терентьев поясняет, что "НИКойл" в альянсе с РГБ уже владеют контрольным пакетом голосующих акций Новороссийского морского торгового порта (НМТП) , а потому консолидируют активы, дающие синергию в портовом бизнесе. В 2001 г. "НИКойл" с РГБ купили 75% терминала "Импортпищепром" (переваливает 2 млн т нефтепродуктов) , а сейчас - "Новорослесэкспорт". "Мы стремимся диверсифицировать грузопоток, этот терминал дополнит мощности НМТП по перевалке лесных грузов и контейнеров", - говорит Терентьев. По его словам, новые собственники рассчитывают в среднесрочной перспективе нарастить объемы перевалки в лесном порту до 5 млн т с нынешних 1,5 млн т. Терентьев также уточнил, что акции "Новорослесэкспорта" приобретались "НИКойлом" и РГБ на паритетных началах. В РГБ комментарий вчера получить не удалось.

        "Мы всегда говорили, что готовы продать этот объект, если будет предложена адекватная цена, - заявил "Ведомостям" председатель совета директоров "Новорослесэкспорта" Николай Богачев. - А "НИКойл" и РГБ сделали нам предложение, от которого не хотелось отказываться". Богачев говорит, что теперь он намерен сконцентрироваться на нефтегазовом и лесном бизнесе. А его бывший партнер по "Новорослесэкспорту" - J&P - займется инвестициями в недвижимость.

        Гендиректор компании "Северстальтранс" Константин Николаев считает совершившуюся сделку вполне логичной. "Новорослесэкпорт" и НМТП идеально дополняют друг друга. У "Новорослесэкспорта" узкая причальная линия, но зато территория - 62 га - почти вдвое больше, чем у сухогрузного района НМТП", - отмечает он. А гендиректор группы компаний "Дело" Владимир Яковина полагает, что новая покупка "НИКойла" не приведет к монополии в Новороссийске. "Еще есть и Рыбный порт и новый Юго-Восточный грузовой район, который мы начинаем осваивать совместно с акционерами порта Санкт-Петербург и "Северстальтрансом", - поясняет он, но добавляет: "Впрочем посмотрим, что станет теперь с тарифами на перевалку".



Источник: Ведомости