12.11.2003

Приморские "молочники" постепенно вытесняют чужие брэнды



На местном рынке молочных продуктов отмечается всплеск активности в секторе глазированных сырков. Если до сих пор подобную продукцию в Приморье выпускало только ООО "Агросистема", то в этом году к ней присоединились Владивостокский ГМЗ с освоенными в местных условиях вимм-билль-данновскими "Рыжими Апами", а также запустивший соответствующую линию Анучинский молокозавод, рассчитывающий на успех брэнда "Творожная сказка".

Наряду с глазированными сырками местные производители продолжают интенсивно расширять ассортимент йогуртов и десертов, а также лечебно-профилактического питания. Не упускается из виду упаковка и ее дизайн. Одни, вслед за Уссурийским ГМЗ, дробят свои продукты по жирности и объему стакана. Другие, учитывая удачный опыт ЗАО "Зеленые листья", осваивают пэт-бутылки. Ведь, как отмечают в ООО "Продвижение" (торговый партнер холдинга), внедрение в производство прозрачных бутылок позволило "Зеленым листьям" увеличить объемы продаж в 2,5 раза. Такие цифры не оставили равнодушным даже Уссурийский ГМЗ, планирующий дополнить свой многообразный упаковочный ряд ПЭТ уже в январе будущего года. В погоне за разнообразием приморские предприятия довели ассортиментный ряд молочной продукции до 80 позиций, постепенно вытесняя с торговых прилавков "чужие" брэнды, по-прежнему почти безраздельно главенствующие лишь в секторе молока длительного хранения.

Успехи одних, неудачи других

На молочных заводах края утверждают, будто для уверенности на рынке одного ассортимента уже недостаточно. Тогда как понять тот факт, что не предложивший в нынешнем сезоне ничего нового холдинг "Зеленые листья" в то же время увеличил производство в 1,5 раза, а успешно развивающий лечебно-профилактическое направление Находкинский ГМЗ потерял очередные 10% своих объемов? При этом надо сказать, что общий объем производства молочной продукции в крае уже который год остается на одном уровне.

ДОСЬЕ "ЗР": По данным краевого комитета пищевой и перерабатывающей промышленности, за 9 месяцев 2003 г. объем производства в отрасли составил 41 тыс. тонн, что на 1 тыс. тонн больше по сравнению с аналогичным периодом 2002 г. При этом 28% приходится на Владивостокский ГМЗ, 19,5% — на Уссурийский ГМЗ, 8,5% — на Находкинский ГМЗ, 4,9% — на "Зеленые листья".

В этом году некоторые заводы значительно сократили свое присутствие на рынке, а Ханкайский и вовсе прекратил существование. При стабильном насыщении Приморья молоком между производителями заметно усилилась конкуренция, и, чтобы оставить за собой место на торговых прилавках, приходится, помимо непрекращающейся работы над ассортиментом и качеством, "изобретать" и прочие способы продвижения своей продукции.

Молочные семейки множатся

Сегодня, например, уже мало кто сомневается в необходимости наличия собственных брэндов. Как считают на Уссурийском ГМЗ и в ООО "Агросистема", именно разработка торговых марок — "Родимая сторонка" и "Молочная семейка" соответственно — во многом способствовала тому, что предприятиям удалось выбиться в лидеры молочного рынка. Теперь за ними тянутся и другие. Например, Артемовский ГМЗ, с некоторых пор продвигающий марку "Артемка". И хотя предприятие пока не в лидерах, однако работает стабильно и в этом году даже увеличило производство на 4%. "Мы тоже немного занялись маркетингом. Жизнь заставляет, " — сказала директор Артемовского ГМЗ Ольга Бутковская.

Но даже без брэнда производители стремятся сделать свою продукцию узнаваемой. Находкинский ГМЗ, например, окончательно определился с единым дизайном для всего ассортимента и считает, что этого пока достаточно для позиционирования на рынке.

Во Владивосток и обратно

Однако больше всего усилий предприятия, независимо от своих объемов, затрачивают на организацию сбытовых схем. Прежде всего многие создают свои торговые дома, стремясь отделить производственную политику от торговой. Подобные структуры сегодня есть у ГМЗ "Уссурийский" (компания "Синергия"), ГМЗ "Находкинский" (ООО "Молочный экспресс"), ЗАО "Зеленые листья" (ООО "Продвижение") и др. Как считают в компании "Продвижение", такая схема себя полностью оправдывает. Ведь сегодня реализация молочных продуктов — процесс непростой. И, чтобы правильно выстроить свое поведение с купающимися в изобилии молокопродуктов магазинами, нужен профессионализм.

Обострение конкуренции изменило также отношение производителей к районным рынкам. Если до недавних пор все стремились во Владивосток, теперь большинство налаживает сбыт по краю. Причем не только через дилеров, как "Зеленые листья" или Артемовский ГМЗ, многие пытаются окутать Приморье сетью своих филиалов. Так, Уссурийский ГМЗ имеет таковые в Находке, Арсеньеве и Спасске, ООО "Агросистема" -в Артеме, Уссурийске, Владивостоке и Находке. "Имея в районах собственные подразделения, мы создаем там полноценную систему прямых продаж. А без нее сегодня работать трудно," — заявил замдиректора Уссурийского ГМЗ Дмитрий Дикарев.

Так что спокойной жизни им сегодня и не снится, и маркетинг для них — уже давно не теория. Другое дело, у кого какие возможности. Практика показывает, что наиболее успешно сейчас развиваются предприятия, работающие в холдингах -Владивостокский ГМЗ ("Вимм-Билль-Данн"), Уссурийский ГМЗ ("Синергия"), ГМЗ — ООО "Нежинка" и МФК "Уссурийский" (ООО "Агросистема"), Хорольский ГМЗ — ООО "Молочные продукты" и Спасский ГМЗ — "Ханкайская долина" (ЗАО "Зеленые листья"). А вот в неудачниках чаще всего оказываются одиночки, и вхождение в какой-либо холдинг теперь означает для них выход из тупика.

Источник: YARMARKA.NET