Доходные безделушки . Предметы "третьей необходимости" становятся ходовым товаром.Глеб Крампец Андрей Мусатов Ведомости - Санкт-Петербург |
|
Магазинов, которые продают товары "третьей необходимости", в Петербурге становится все больше. Елена Серегина, владелец и директор сети магазинов "Ганг", которая работает на рынке торговли сувенирами и предметами интерьера с середины 1990-х гг. , полагает, что за последние полгода сложились наиболее благоприятные условия для торговли красивыми, но непрактичными предметами.
"Около полугода назад на этом рынке резко изменилась ситуация - у людей появились деньги, и они могут по нескольку раз в месяц покупать совершенно непрактичные, но красивые вещи, которые стоят около 2500 руб. ", - говорит она.
В начале осени московская сеть магазинов подарков "Красный куб" открыла в Петербурге первый магазин. По словам директора по PR этой сети Елены Гвоздецкой, до конца года будут открыты еще три магазина, а через два года "Красный куб" рассчитывает иметь в Петербурге 15 магазинов.
"В Питере сформировались условия для создания сетей, которые торгуют предметами интерьера и подарками. Недорогие и стильные вещи пользуются у петербуржцев огромной популярностью - за два первых дня мы распродали практически весь ассортимент, который рассчитывали реализовать за месяц", - говорит Гвоздецкая. Средняя стоимость товаров в "Красном кубе" - около 400 руб.
По словам Марии Тиники, ведущего специалиста отдела торговой недвижимости компании Colliers International, сейчас магазины, торгующие товарами для дома и интерьера, делят 2-е место по посещаемости с парфюмерно-косметическими магазинами. На 1-м месте - продовольственная торговля.
По ее оценке, торговать "интерьеркой" достаточно выгодно. "Некоторые такие магазины готовы платить больше $30 за 1 кв. м в месяц [за аренду], это достаточно дорого, если учесть, что расходы на аренду, как правило, составляют 15 - 30% от доходов магазина", - говорит Тиника.
По словам Алексея Шаскольского, руководителя группы оценки недвижимости Института проблем предпринимательства, появление таких магазинов свидетельствует о достижении населением определенного уровня доходов.
"Стремление к украшению быта свидетельствует о возникновении прослойки в 15 - 20% населения, готового тратить деньги на вещи, которые неприменимы в быту и не капитализируют квартиру", - говорит Шаскольский.
По данным исследовательской фирмы МИК "Гортис", в сентябре 2003 г. средний уровень благосостояния населения Петербурга составил 5700 - 5800 руб. на члена семьи в месяц. По оценке директора "Гортиса" Дмитрия Канаева, заработную плату более $500 получают 9 - 12% работающих петербуржцев, или примерно 200 000 человек.
По данным "Гортиса", в 2002 г. среднемесячный доход на члена семьи в Москве составлял 14 200 руб. , в Петербурге - 5400 руб. , а по России - 4650 руб.
"В городе достаточно людей, которые легко могут себе позволить подарок в среднем за $70 - 100", - говорит Игорь Соболев, владелец и директор двух магазинов Lefutur. Магазины работают по франчайзингу, инвестиции в их открытие (примерно $100 000) Соболев рассчитывает окупить через год. Ежемесячный оборот, по его словам, достигает $120 000. До конца года предприниматель планирует открыть еще два таких магазина.
Однако не все владельцы магазинов, торгующих подарками, настроены оптимистично. Например, Ирина Ашкинадзе, владелец трех магазинов "Французские штучки", отмечает, что продажа такого рода продукции - очень рискованное предприятие. "На этом рынке очень высокая сезонность, у нас половину годового оборота делают праздники - Новый год, 8 Марта", - говорит она.
По словам Ашкинадзе, в условиях нестабильной экономики вкладывать весь свой капитал в торговлю товарами "третьей необходимости" нельзя. "Нет 100% -ной уверенности, что уровень доходов по каким-либо причинам резко не упадет. И тогда пострадают в первую очередь торговцы подарками", - говорит она.
По словам Ашкинадзе, инвестиции во "Французские штучки", составившие $70 000, удалось окупить за два с половиной года. Наряду с "Французскими штучками" Ашкинадзе принадлежит и магазин одежды Defile, который, по ее словам, приносит вдвое меньше доходов.
Шаскольский из Института проблем предпринимательства объясняет популярность товаров "третьей необходимости" искажением структуры расходов потребителей. Сейчас люди тратят деньги на еду, одежду и развлечения, но в перспективе структура потребительских расходов придет к западной модели, в которой приоритетными статьями расходов становятся образование, недвижимость, медицинские услуги. К этому времени магазины товаров "третьей необходимости" могут потерять актуальность или поменять формат.
Источник: Ведомости