14.11.2003

В пользу Путина . Трактуют иностранные инвесторы "дело ЮКОСа"



Владимир Федорин

         БОСТОН - После трех с половиной лет преобразований практически все сферы российской жизни "требуют серьезных реформ". Но ни это признание министра экономического развития Германа Грефа, ни тот факт, что по темпам роста наша страна выглядит середнячком даже на фоне бывших представителей соцлагеря, не заставили иностранных инвесторов подвергнуть радикальному сомнению политику российских властей.

        Официальная тема VII Гарвардского симпозиума - диверсификация российской экономики; но в первые же часы дискуссия сконцентрировалась на обсуждении "дела "ЮКОСа".

        Тон еще накануне вечером задал миллиардер и филантроп Джордж Сорос, когда ему вручали награду за вклад в демократизацию России. По оценке Грэма Эллисона из Белферовского центра науки и международной политики, в постсоветские годы Сорос сделал для российских ученых больше, чем любое западное правительство. Но ответная речь финансиста, получилась совсем не оптимистичной. Сорос выглядел растерянным. На поддержку гражданского общества в России начиная с 1987 г. он потратил сотни миллионов долларов, но последние события в стране заставили его задуматься о тщетности этих усилий. Но финансист, обычно не боящийся резкостей, говорил в настолько мягкой манере, что после его речи один из присутствовавших упрекнул миллиардера в стремлении соблюсти правила дипломатии по отношению к российским властям. Правда, диагноз, поставленный лауреатом нашей стране, все равно оказался неутешительным. "Диктатура закона", провозглашенная в начале правления Владимиром Путиным, оказалась вовсе не тем, что в мире принято считать правовым государством. Бывший председатель правления НК "ЮКОС" попал за решетку по обвинениям, которые, по убеждению Сороса, можно предъявить любому крупному российскому капиталисту, а избирательное применение законов сочетается в России с прямым беззаконием.

        На смену "бандитскому капитализму" в России приходит госкапитализм и ничего хорошего в этом нет, размышлял миллиардер. Арест Ходорковского, по его словам, продемонстрировал всему бизнесу, что он существует лишь до тех пор, пока его готово терпеть государство.

        Но на следующий день мрачная картина, нарисованная в Бостоне Соросом, выглядела уже не так безнадежно. Все началось с того, что о "гигантских изменениях" на российском рынке форуму поведала Патриция Клоэрти, президент инвестиционного фонда "Дельта-Капитал", вложившего в Россию $260 млн. Клоэрти рассказала о резком улучшении правовой среды и о появлении класса молодых российских менеджеров, способных реализовывать самые сложные проекты. Вдобавок в России еще и бурно растет средний класс. Президент Европейского банка реконструкции и развития Жан Лемьер присоединился к мнению о том, что качество судебной и юридической системы в России за последние годы радикально повысилось. Но куда большее впечатление на инвесторов должно было произвести заявление Лемьера о том, что в этом году ЕБРР вложит в Россию 1,3 млрд евро, а в следующем году эта сумма может вырасти до 1,4 млрд евро.

        Президент Eximbank USA Филипп Меррил был куда сдержаннее в оценках. Темпы экономического роста России пока не производят большого впечатления на американцев. "Задача США в том, что интегрировать в мировую экономику Россию и Китай", - сказал Меррил, добавив, что по размерам экономики Россия пока равна Голландии, а Китай - всего паре-тройке Голландий.

        Драматизм "дела Ходорковского" к утру развеялся. Лемьер не видит в преследовании нефтяника очевидной политической подоплеки. В интересах общего блага правительствам иногда приходится идти на решения, от которых страдают отдельные лица, пояснил глава ЕБРР свою позицию "Ведомостям". Но это крест любого правительства, а в пользу российских властей говорит то, что они зарекомендовали себя твердыми приверженцами реформ, считает Лемьер. Меррил же считает, что методы преследования Ходорковского нанесли куда больше вреда, чем само преследование. А министр торговли США Доналд Эванс, хотя и подчеркнул, что Вашингтон следит за судьбой бывшего главы "ЮКОСа" и надеется на беспристрастность суда, основную часть своего доклада посвятил грандиозным перспективам сотрудничества по экспорту российских энергоносителей в США.

        Но точку в дискуссии о Ходорковском поставила реплика с места. Оратор заявил, что судьба олигарха не имеет ничего общего с интересами российской демократии, поскольку тот, дескать, жертвовал деньги не только "Яблоку" и СПС, но и коммунистам, чья экономическая программа не сулит бизнесу ничего хорошего.

        Герман Греф выступил перед инвесторами, когда основная работа по реабилитации российских властей была, по сути, уже выполнена. Тем не менее он признал, что "дело "ЮКОСа" нанесло стране ущерб: фондовый индекс РТС вырос с начала года на 50% , а не на 75% , как мог бы в более спокойной обстановке. Однако ничего фундаментального не произошло, заявил министр. Президент, по его словам, является убежденным либералом в экономической политике и переход к административным методам управления экономикой невозможен, "пока есть этот президент и эта команда". Греф рассказал, что сейчас идет подготовка нового этапа реформ: главным из преобразований станет реформа исполнительной власти, продолжится реформа судебной и правоохранительной сферы.

        "Случай Ходорковского останется единичным", - убежден министр. Он повторял эту фразу несколько раз и на самом форуме, и на пресс-конференции в кулуарах. Правда, на чем основана эта уверенность, Греф толком не объяснил. На вопрос "Ведомостей" о том, будет ли Минэкономразвития предлагать "подвести черту" под периодом приватизации, Греф сначала ответил отрицательно. Однако спустя несколько секунд он добавил, что по некоторым категориям приватизационных сделок амнистия все же возможна и такие предложения его министерство подготовит.



Источник: Ведомости