У ЦБ отнимают лишнееОльга Проскурнина Александр Беккер Анастасия Онегина . Конфликт Белого дома и руководства Центробанка обретает конкретные формы. В рамках административной реформы правительство предлагает ограничить полномочия ЦБ по контролю и надзору, передать права по регистрации банковских эмиссий ФКЦБ и запретить коммерческую деятельность "дочки" ЦБ - компании "Росинкас". Отношения между правительством и ЦБ становятся все более прохладными. "Доходит дело до публичных стычек между [премьер-министром Михаилом] Касьяновым и [председателем ЦБ Сергеем] Игнатьевым на заседаниях правительства", - говорит один из министров. На прошлой неделе кабинет отправил на четырехмесячную доработку уточненную стратегию развития банковского сектора, которую ЦБ готовил более полугода. Комиссия по административной реформе под руководством вице-премьера Бориса Алешина рекомендует правительству обособить контрольные и надзорные функции ЦБ, выведя их в отдельную структуру. Комиссия предлагает передать регистрацию проспектов эмиссий банков от ЦБ Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг. Комиссия советует и ограничить деятельность инкассаторской "дочки" ЦБ - "Росинкаса", разрешив ей перевозить только ценности самого Центробанка. В ЦБ не в восторге от идей правительства. По мнению руководителя департамента банковского регулирования и надзора Алексея Симановского, если речь идет о слиянии трех департаментов ЦБ (банковского регулирования и надзора, лицензирования и финансового оздоровления и главной инспекции кредитных организаций) , то "такой мегадепартамент не сможет нормально управляться и работать". А если предполагается создать отдельный комитет банковского надзора при ЦБ, то, отмечает Симановский, придется заново налаживать его связи с другими департаментами ЦБ. Но в правительстве уверены в своей правоте. "Позиция ЦБ: активы банковской системы растут, капитализация растет, все хорошо, и ничего не надо менять. На этом основании ЦБ не желает структурно обособлять контрольно-надзорные функции. Но мы считаем, что это необходимо сделать", - заявил "Ведомостям" высокопоставленный чиновник Белого дома. Эксперт ИЦ "Рейтинг " считает идею правительства неправильной, поскольку в ЦБ сосредоточено "большинство информации по банкам, включая не совсем официальную по реальным собственникам". Банкирам нравятся предложения упростить регистрацию, но к остальным новациям они относятся скептически. Президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян убежден, что сосредоточение функций контроля и надзора в отдельном подразделении ЦБ не имеет отношения к административной реформе: "Это внутреннее дело Центробанка". По мнению президента Пробизнесбанка Сергея Леонтьева, правительство совершает стратегическую ошибку: "Вместо реального реформирования банковского сектора [в правительстве] занимаются перестановкой регулирующих органов. Передавать функции в новые ведомства было бы ухудшением ситуации на рынке". "В нынешнем виде ЦБ вполне справляется с возложенными на него функциями", - добавляет зампред правления Росбанка Михаил Алексеев. Банковский аналитик Standard & Poor's Екатерина Трофимова полагает, что детализированием функций можно заниматься, лишь когда сама банковская система функционирует нормально, для чего по меньшей мере нужно ввести систему гарантирования вкладов и повысить прозрачность банков. Больше понимания встретили предложения об уходе Центробанка с рынка инкассаторских перевозок. Руководитель банковского направления РА "Интерфакс" Михаил Матовников называет "Росинкас" классическим случаем избыточных полномочий у госоргана. Правда, разумнее было бы приватизировать "Росинкас", а не запрещать обслуживать коммерческие структуры, считает Матовников. Но, по мнению эксперта ИЦ "Рейтинг ", для банков структуры с участием ЦБ олицетворяют надежность и если государство перестанет в них участвовать, то "во время очередного кризиса проблем у банков прибавится". Впрочем, как отмечает Алешин, "принятые решения не означают, что у ЦБ что-то будут забирать". "Нам [комиссии по административной реформе] пока было важно понять, как все это работает, а сейчас мы обдумываем механизм воплощения принятых решений - и не могу сказать, что мы близки к разгадке". По словам Алешина, окончательные решения комиссии будут приниматься с учетом мнения экспертов, в частности, Высшей школы экономики, ЦСР и Института сравнительного правоведения.
|