18.11.2003

Не зря страховались . Путин против переноса автогражданки.



Павел Миледин
.
         Судьба обязательного страхования гражданской ответственности автовладельцев, кажется, решена. В Госдуму поступило отрицательное заключение президента на законопроект о переносе автогражданки на год - до 1 июля 2004 г. Страховщики вздохнули с облегчением и теперь ждут наплыва клиентов.

        Закон об обязательном страховании гражданской ответственности автовладельцев (ОСАГО) вступил в силу 1 июля. Утвержденный правительством базовый тариф для физических лиц составляет 1980 руб. , в Москве полис стоит в среднем около $150. Пока полис необходим только для прохождения техосмотра и регистрации автомобиля в ГАИ. С 1 января за отсутствие полиса автолюбителей будет штрафовать ГАИ.

        Законопроект об обязательном страховании автогражданской ответственности с 1 июля 2003 г. был принят в конце прошлого года, но еще до вступления в силу начал вызывать недовольство депутатов. По мере приближения парламентских выборов возмущение "антинародным" законом нарастало, и 14 октября Госдума приняла в первом чтении законопроект членов группы "Народный депутат" Геннадия Райкова и Валерия Гальченко о переносе начала действия закона на год - на 1 июля 2004 г.

        Страховщики были в шоке - отмена уже действующего закона привела бы к потере их инвестиций в создание системы ОСАГО и поставила в двусмысленное положение около 5 млн застраховавшихся автолюбителей.

        На помощь страховщикам пришел президент Владимир Путин. Он направил в Госдуму отрицательное заключение на законопроект Райкова - Гальченко. "Изменение срока вступления в силу закона приведет к нарушению прав и интересов граждан, застраховавших свою гражданскую ответственность", - сказано в заключении, и поэтому "проект не может быть поддержан".

        Авторов законопроекта это, впрочем, не убедило. "Нас это [отрицательное заключение президента] не волнует. Это [автогражданка] - сбор налогов с людей, имеющих автомобиль", - заявил Райков, возглавляющий группу "Народный депутат". Он надеется, что до конца осенней сессии депутаты все же подкорректируют обязательное автострахование. По словам зампреда профильного банковского комитета Госдумы Павла Медведева, завтра комитет приступит к рассмотрению поправок перед вторым чтением проекта.

        Алексей Макаркин из Центра политических технологий считает наиболее вероятным, что Дума все же примет законопроект вопреки воле президента, "переложив ответственность на Совет Федерации". Другой вариант, по мнению Макаркина, - замораживание поправки Райкова и ее провал после выборов, так как центристские фракции "уже взяли из темы ОСАГО все возможные политические дивиденды". В любом случае закон в силу не вступит, уверен политолог. Он считает отрицательное заключение президента сигналом не депутатам, а страховщикам: "Президент как бы гарантирует, что все будет нормально". С этим соглашается член фракции "Единство", бывший страховщик Владислав Резник, по мнению которого "в таком виде" проект не станет законом, а "инициатива Госдумы просто стала плохим сигналом рынку".

        Тем не менее страховщики уже празднуют победу. "Мнение президента говорит о том, что решение о переносе сроков не будет принято", - уверен президент Российского союза автостраховщиков Евгений Кургин. "Хотелось бы скорее завершить дискуссию вокруг этого закона, чтобы клиенты могли принимать решение о страховании без оглядки на предвыборную полемику", - говорит гендиректор Национальной страховой группы Юрий Решетняк.

        Возможный перенос действия закона или снижение тарифов на страхование заставили автолюбителей занять выжидательную позицию. По словам начальника отдела ОСАГО "Группы Ренессанс Страхование" Игоря Терехова, страховщики рассчитывали на плавный рост числа клиентов с осени, но продажи полисов ОСАГО не росли. О том же "Ведомостям" говорили в "Ингосстрахе" и Страховом доме ВСК. А у "РЕСО-Гарантии", одного из лидеров рынка ОСАГО, продажи даже сократились. По словам заместителя гендиректора "РЕСО" Игоря Иванова, в первые недели июля компания продавала в Москве и области по 12 000 - 14 000 полисов в неделю, а с августа, когда депутаты начали активные выступления против закона, продажи стали сокращаться и в сентябре - начале октября составляли 5000 - 7000 в неделю.

        Теперь страховщики надеются наверстать упущенное. "Мы уже чувствуем активизацию корпоративных клиентов", - говорит руководитель департамента страхования транспортных средств Страхового дома ВСК Владимир Антипов. Он надеется, что позиция президента стимулирует покупать полисы и частных автовладельцев. "Правда, теперь вал клиентов может создать проблемы компаниям, ведь возможности агентских сетей не безграничны", - говорит Антипов.



Источник: Ведомости